Банки предложат малому бизнесу госуслуги

Индивидуальным предпринимателям и собственникам небольшого бизнеса порой приходится немало побегать, чтобы уладить деловые вопросы. Получить необходимые разрешения, открыть счет в банке, оформить страховку, подключиться к сетям и прочее. Теперь сделать это можно будет в одном месте — в центрах госуслуг при банках.

В российских банках появятся центры государственных услуг, рассказали газете «Известия» в пресс-службе Минэкономразвития. Это будет аналогом центров «одного окна» для населения — тут можно получить большинство госуслуг, справок.

Масштабы нововведений впечатляют: такие центры заработают в 80 регионах России уже к 15 декабря 2018 года, а предприниматели смогут получить в банках более чем 200 госуслуг, которые пока доступны только в многофункциональных центрах (МФЦ). Услуги будут бесплатными. Новация позволит малому бизнесу сэкономить время, а банкам привлечь новых клиентов.

Центры госуслуг в банках, проект и перспективы

Создание центров госуслуг формата «одного окна» на базе банков предусмотрено проектом «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Согласно проекту, к 15 июня 2017 года центры оказания госуслуг (ЦОУ) при банках откроются в пяти регионах России, к 1 февраля 2018 года — в 40.

В основе функционирования центров заложен механизм государственно-частного партнерства. ЦОУ будут организовываться в первую очередь на базе финансово-кредитных организаций. Это придаст новый импульс развитию системы оказания услуг для субъектов малого и среднего бизнеса за счет появления дополнительных точек доступа к соответствующим услугам в местах, характеризующихся высокой предпринимательской активностью.

Пилотные регионы и перечень банков планируется определить в ближайшее время на основе поступивших предложений, пишет издание.

Какие услуги можно будет получить в центрах госуслуг в банках

Смысл новации — сосредоточить большинство необходимых для предпринимателей услуг в одном месте. Зачем бегать в органы местного самоуправления, потом в банк, компании, отвечающие за подключения к сетям? Когда можно прийти и получить все услуги разом, сделать все дела в один день и в «одном окне».

В центрах госуслуг будут предоставлять не только услуги государственных и муниципальных властей, но и организаций инфраструктуры поддержки. Это услуги АО «Корпорация МСП», финансово-кредитных, страховых, банковских организаций, а также органов и компаний, обеспечивающих подключение к сетям водо-, газо-, тепло- и электроснабжения.

«В течение всего бизнес-цикла предприниматель может пользоваться такими услугами, как предоставление бухгалтерского, юридического и кадрового сопровождения деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деловая переписка с контрагентами и государственными органами», — пояснили «Известиям» в банке «Возрождение».

Также бизнесменам в центрах госуслуг при банках будет доступна подготовка договорной документации, оптимизация бизнес-процессов в зависимости от специализации бизнеса (эко-бизнес, организация торговли, господдержка бизнеса и сельхозпроизводителей, возведение объектов недвижимости, диверсификация бизнеса, свое дело в медицине, оформление прав на земельный участок, перевозка пассажиров и грузов, реклама, участие в торгах).

Нужны ли центры госуслуг в банках, мнения экспертов

Предпринимательская активность россиян в последнее время несколько замедлилась: лишь небольшой процент граждан намерены открыть свое дело в ближайшее время, а причиной тому — сложность этого процесса.

По данным Национального агентства финансовых исследований, каждый десятый россиянин (9%) планирует в перспективе нескольких лет открыть свое дело: 3% — в ближайшие три года и еще 6% — не ранее чем через три года. Более половины россиян (61%) полагают, что в их населенном пункте открыть собственный бизнес сложно, и только четверть (24%) из них придерживаются противоположного мнения. Чаще на трудности открытия своего дела сетуют жители сел (74%) и городов-миллионников (68%), реже — москвичи и петербуржцы (39%), а также те, кто проживает в городах численностью 50–100 тыс. человек (45%).

«Открытие «единого окна» МФЦ в отделениях банков позволяет компаниям на одной площадке решать финансовые и нефинансовые вопросы, — отметил директор департамента организации продаж МСБ Бинбанка Андрей Возмилов. — Клиенты получают возможность пользоваться как госуслугами, так и банковскими продуктами, что существенно экономит их время».

И в выгоде останутся не только сами предприниматели, но и кредитные организации. «Для банка это в первую очередь расширение клиентской базы: клиенты, приходящие за услугами МФЦ, параллельно начинают пользоваться банковскими продуктами», — считает он. По словам Андрея Возмилова, Бинбанк сейчас работает с пилотными проектами в регионах. К примеру, окно МФЦ уже открыто в офисе Бинбанка в Астрахани, в июне оно появится в Улан-Удэ. Банк работает над организацией подобных пилотов в других городах.