Вклады частных лиц: проценты по вкладам, новости банков, страхование вкладов
28.11.2014

Прекрасное далеко: интернет-банк как альтернатива отделениям и офисам

Интернет-банкинг не пользуется особой популярностью среди клиентов российских банков. Среди них только у 25% подключена данная система, а 17% из них не использовали ее за последний месяц. Почему сервис, позволяющий экономить время на посещениях отделений и офисов банков, используется не всеми — в нашем обзоре.

Сегодня практически в каждом крупном банке клиент может подключить дистанционное банковское обслуживание — интернет- и мобильный банк. Эти сервисы позволяют отслеживать движение средств на счете, управлять личными финансами, проводить банковские операции. И все это, не выходя из дома, а точнее из интернета. Зачастую комиссия за проведение операций дистанционно либо отсутствует, либо значительно ниже, чем при кассовом обслуживании в отделении банка. Банки, как правило, подключают клиента к удаленным сервисам при открытии счета, а порой делают это совершенно бесплатно.

 Услуга интернет-банкинга по итогам 3-го квартала 2014 года была подключена у 25,4% россиян, которые являются клиентами банков. К таким выводам пришли в компании Synovate Comcon.  Среди жителей городов-миллионников такой сервис более распространен: тут интернет-банк подключен у 31,4% клиентов банков. В средних и небольших городах показатель составляет порядка 21%.

Рисунок 1. «Доля подключенных к интернет-банку клиентов банков»

Данные: Synovate Comcon

Однако большинство пользователей интернет-банка рассматривают его скорее как информативный инструмент — 66% подключенных просматривали информацию о счете, а совершали какие-либо операции в системе — 48%. При этом 17% из них не пользовались системой за последний месяц.

Платежи и переводы через интернет-банк совершают преимущественно клиенты с личным доходом от 60 тыс. руб. (63% в этой группе); россияне, занимающие руководящие посты (60% в этой группе); москвичи (57% в этой группе) и обладатели высшего образования (54%).

Но имеются и «консервативные» пользователи интернет-банка, которым сервис нужен только для просмотра информации о счете. Так поступают почти треть (30%) пользователей сервиса. Такое поведение наиболее характерно для жителей городов с населением менее 500 тыс. чел. (43% в этой группе), людей со средним и специальным образованием (39%) и социально-экономическим статусом ниже среднего (37%).

Рисунок 2. «Действия, совершенные в интернет-банке за последний месяц»

Данные: Synovate Comcon

Если сравнивать заемщиков и вкладчиков, то интернет-банк наиболее популярен у первой категории. К сервису подключены по 27% тех, кто имеет в банке текущий счет или выплачивает кредит. Среди вкладчиков к сервису подключены только 22%.

Также менее вовлечены в онлайн-банкинг пользователи зарплатных карт, оформленных работодателем. Среди них 31% за последний месяц просматривали статистику о движении средств на счете и не совершали других действий. В группе оформивших карту самостоятельно (дебетовую или кредитную) доля «пассивных пользователей», просматривавших только информацию о счете, составляет 24%.

Рисунок 3. «Доля активных и пассивных пользователей интернет-банка среди различных клиентов»

Данные: Synovate Comcon

То есть интернет-банк наиболее популярен среди жителей крупных городов, состоятельных клиентов, лиц с высшим образованием, а также среди тех, кто оформил карту по собственной инициативе. А что же остальные? Какова причина их пассивности? Как показал опрос Synovate Comcon от августа 2014 года, топ-3 причин  отказов от активного использования интернет-банка составляют: 1. более привычные механизмы банковского обслуживания (например, проведение операций через специалиста в банке), 2. сомнения в безопасности системы и 3. невозможность получить на руки подтверждающие документы. Эти опасения, прежде всего, характерны для возрастной группы старше 45 лет. В группе до 20 лет главной причиной отказа от пользования интернет-банком является неудобный  интерфейс.

А по данным опроса компании UsabilityLab, сложности при использовании интернет-банка возникают у пользователей из-за недостатка подсказок и неточности формулировок в интерфейсе. Несколько неудачных попыток перевода денежных средств, оплаты мобильного телефона или услуг ЖКХ могут сформировать устойчивое негативное мнение о сервисе. Непонятные бухгалтерские или технические термины также усложняют работу с сервисом. Самой сложной платежной операцией в интернет-банке опрошенные назвали перевод денежных средств на счета других банков. Так как в связи с требованиями безопасности эта процедура подразумевает заполнение большого числа полей.

Наиболее популярной задачей, которую решают пользователи интернет-банков, является просмотр выписок по счету и истории операций. К таким выводам пришли аналитики агентства Markswebb Rank & Report. При этом наиболее популярными категориями платежей являются мобильная связь, интернет, переводы между своими счетами внутри банка и оплата коммунальных услуг.

Рисунок 4. «Какие операции наиболее популярны среди пользователей интернет-банка»

Данные:  Markswebb Rank & Report

В целом, эксперты выделяют три основных сдерживающих фактора развития систем дистанционного обслуживания, в том числе и интернет-банкинга. Во-первых, это недостаточную финансовую грамотность населения, элементарное незнание всех преимуществ и возможностей такого сервиса. Во-вторых, это опасения различных интернет-мошенников (онлайн обслуживание кажется не таким защищенным, как обслуживание в отделении банка). Ну и наконец, низкое проникновение интернета. Хотя по всем трем направлениям сейчас наблюдает значительные улучшения, особенно в крупных городах.

Источник: Средства.ру

 




Добавить комментарий или вопрос


© 2003 — 2016 Средства
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Sredstva: вклады и кредиты России обязательна.
Рейтинг@Mail.ru