Вклады частных лиц: проценты по вкладам, новости банков, страхование вкладов
06.04.2016

Машина взаймы: что думают россияне об автокредите

Потенциальных покупателей автомобилей в России стало больше. А покрыть возросший спрос должны автокредиты, хотя многие россияне и считают ставки и переплаты по ним слишком высокими. Решить проблему должна госпрограмма поддержки автокредитования — сделать такие займы доступнее для большего числа заемщиков.


В январе — феврале 2016 года количество проданных в кредит автомашин составило 56 тыс. единиц, что в два раза больше, чем за аналогичный период 2015 года (27,9 тыс.). При этом сумма выданных в первые два месяца 2016 года автокредитов составила 34,7 млрд рублей, что оказалось в 2,1 раза больше, чем сумма выдач на покупку авто в январе — феврале 2015 года (16,7 млрд). Такие данные приводит Национальное бюро кредитных историй.

Средний срок автокредитов, выданных в феврале 2016 года, увеличился на 1,1 месяца по сравнению с февралем прошлого года (49,6 месяца против 48,5). В свою очередь средний размер выданного автокредита в феврале текущего года составил 618,5 тыс. рублей (в феврале 2015-го — 581 тыс.), фактически выйдя на уровень 2014 года.

Уровень просроченной задолженности по автокредитам, по данным НБКИ, за период с февраля 2015 года по февраль 2016-го вырос на 1,9 процентного пункта (с 6,5% до 8,4%). Вместе с тем в феврале текущего года коэфициент просрочки по автокредитам снизился до уровня ноября 2015 года.

Рост потенциальных покупателей автомобилей

Потенциальных покупателей автомобилей стало больше, гласят данные мартовского опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований. Доля россиян, которые в ближайшие три года планируют купить автомобиль, выросла за год с 14% до 23%, достигнув максимального значения за последние пять лет.

Больше всего желающих совершить покупку среди мужской половины населения (30% против 16% женщин), среди молодых людей до 25 лет (44%), высокообразованных (29%) и имеющих сбережения (32%).

«Интерес к приобретению собственного автомобиля актуализировался по целому ряду причин. Для одних россиян это средство вложения ранее накопленных денег, другие решаются на покупку, замечая планомерный рост цен на авто, третьи покупают автомобиль как средство заработка, лишившись работы или столкнувшись с сокращением дохода. Кроме того, для рынка в целом характерно снижение средней продолжительности пользования автомобилем, а возросший интерес к покупке — следствие накопившегося за пару лет кризиса нереализованного спроса», — комментирует директор по исследованиям НАФИ Тимур Аймалетдинов.

Причины отказа от автокредита

Не планируют покупку автомобиля три четверти опрошенных (75%). По итогам 2015 года — 83% респондентов, в 2014 году — 81%. То есть за последние годы доля тех, кто не собирается по тем или иным причинам покупать авто, снизилась, но все равно осталась на довольно внушительном уровне.

Причин отказа от автокредита несколько. Во-первых, это величина переплат или высокая процентная ставка — такой ответ дали 49% опрошенных. Годом ранее эту причину называли только 22%. Большой первоначальный взнос отпугнул 7% респондентов. «Не нравится жить в долг» — такой ответ дали 28% респондентов, планирующих покупку машины отличным от кредита способом. 19% опрошенных не нуждаются в автокредитах, то есть могут самостоятельно выплатить всю сумму. Не имеет достаточного дохода для осуществления выплат 10% респондентов, нет уверенности в будущем у 12%.

Таблица 1. «Почему Вы не планируете брать автокредит?», % опрошенных, которые не планируют брать автокредит

 

2015

2016

Большая сумма переплаты/высокая процентная ставка

22

49

Не нравится жить в долг

20

28

Нет необходимости

-

19

С моим доходом проблематично осуществлять выплаты

22

10

Нет уверенности в будущем

21

12

Большой первоначальный взнос

4

7

Другое

31

14

Затрудняюсь ответить

6

2

Данные: НАФИ

Купить машину за собственный счет

Доля рассчитывающих купить машину за собственный счет продолжает расти с 2014 года (с 27% в 2014 году до 73% в 2016-м). Среди тех, кто планирует покупку за счет имеющихся средств, 34% уже располагают нужной суммой, а 49% собираются ее накопить.

В свою очередь возможность взять кредит на покупку авто россияне рассматривают все реже (за прошедший год наблюдается падение вдвое: с 25% до 13%). В автокредитах заинтересованы в основном женщины (18% против 11% мужчин), 45—54-летние (22%), а за свой счет купить авто планируют чаще мужчины (79%) и 25—34-летние (81%).

Доля участников исследования, рассчитывающих для покупки автомобиля взять деньги в долг у друзей и родственников, в 2011—2015 годах составляла от 5% до 12%, а в 2016-м — 4%, показывают данные НАФИ. При этом, по последней информации, среди них больше женщин, чем мужчин (19% и 8% соответственно), а также молодых россиян в возрасте от 18 до 24 лет (20% против в среднем 10% в других группах).

Таблица 2. «Каким образом Вы планируете приобрести автомобиль?», % опрошенных, планирующих покупку автомобиля

 

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Полностью за счет собственных средств

35

37

35

27

58

73

Купить в кредит

38

47

53

58

25

13

Купить на деньги, взятые в долг у родственников, друзей

12

7

8

5

12

4

Затрудняюсь ответить

15

11

7

10

5

10

Данные: НАФИ

Программа господдержки автокредитования

Однако с начала 2016 года негативное отношение к заемным средствам для покупки авто исправила госпрограмма поддержки, которая была призвана сделать автокредит доступнее для большего числа заемщиков.

Данные агентства «Автостат» указывает на значительное увеличение доли «кредитных» автомобилей в общем массиве автомобильных продаж. Так, в первые два месяца 2016 года доля автомобилей, проданных в кредит, составила 33,2%, увеличившись в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (16%).

Программа господдержки (субсидирование процентной ставки по кредиту) частично компенсировала существенный спад в автокредитовании в 2015 году, считает генеральный директор НБКИ Александр Викулин.

«Если в первые два месяца 2015 года количество новых автомобилей, купленных в кредит, едва доходило до 20% от общего числа проданных авто, то после старта программы их доля начала стремительно расти. В результате, несмотря на ухудшение покупательной способности населения и более внимательный отбор заемщиков со стороны банков, доля кредитных автомобилей в структуре авторынка по итогам 2015 года выросла по сравнению с предыдущим годом (37,1% против 35,2%)», — отметил он.

По его словам, продление программы в 2016 году с увеличением ценового барьера для автомобилей, участвующих в ней, до 1,15 млн рублей продолжит оказывать поддержку сегменту автокредитов. Вместе с тем дальнейшее развитие ситуации в розничном кредитовании, включая и автокредитование, в большей степени зависит от динамики реальных доходов населения.

Источник: Средства.ру




Добавить комментарий или вопрос


© 2003 — 2016 Средства
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Sredstva: вклады и кредиты России обязательна.
Рейтинг@Mail.ru