Вклады частных лиц: проценты по вкладам, новости банков, страхование вкладов
16.05.2016

Не выходя из дома: полностью онлайновое кредитование

Онлайн-кредитование не в новинку для российских заемщиков. Однако и тут, после подачи заявки через интернет и ее одобрения, придется посетить отделение банка для получения средств. А вот полностью онлайновое получение займа — без посещения офиса банка, когда средства после одобрения онлайн-заявки поступают сразу на счет заемщика — новый для рынка продукт.

В ближайшее время Минкомсвязи проведет закрытую встречу с представителями крупнейших банков, на которой будут обсуждаться детали механизма онлайн-кредитования. Об этом сообщила газета «Известия» со ссылкой на источник, близкий к Минкомсвязи.

Подать заявку на кредит через интернет-банк можно и сейчас, но получить заем можно только в отделении банка по паспорту. Министерство же приступило к разработке механизма полностью онлайнового кредитования. Его суть в том, что после одобрения заявки на кредит, которую клиент может подать через интернет-банк, средства будут зачислены на его счет или карту. Посещать офис банка для получения кредита не потребуется.

Сейчас подобную практику используют микрофинансовые организации. И банки тоже хотят получить это конкурентное преимущество, однако некоторые эксперты считают, что при больших суммах кредитов онлайн-кредитование может оказаться рискованным.

Механизм онлайн-кредитования

Внедрение механизма онлайн-кредитования — следующий этап развития схемы получения банками данных о доходах россиян из ПФР по SMS. «Внедрение механизма онлайн-кредитования возможно, когда Минкомсвязи технически доработает модуль (тот же, который существует для схемы с SMS)», — пояснил источник изания.

Для того чтобы узаконить механизм онлайн-кредитования, потребуются поправки в положение об использовании ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации, созданная в рамках исполнения закона о госуслугах) и положение об инфраструктуре электронного правительства.

Банки могут реализовать механизм онлайн-кредитования и без участия Минкомсвязи и Пенсионного фонда — но только для зарплатных клиентов, доход которых понятен кредитным организациям. Для остальных категорий заемщиков потребуется подтверждение их доходов, а тут без баз данных ПФР не обойтись.

Все эти вопросы будут обсуждаться на встрече Минкомсвязи с банкирами вместе с нюансами механизма получения банками данных о доходах россиян из ПФР по SMS. Если предложение пройдет, то клиенты смогут получать данные о доходах в интернет-банке и направлять их в кредитную организацию. Банки же, в свою очередь, будут иметь все возможности для проверки платежеспособности граждан.

Кредит, не выходя из дома: достоинства и недостатки

  • Главное преимущество нововведения — оно даст импульс развитию онлайн-кредитования. Получить займ станет проще и быстрее, а походы для этого в отделение банка станут необязательными.

«Банки смогут с высокой точностью дистанционно получать информацию о доходах заемщика. В результате действующие клиенты, пользующиеся интернет-банком, смогут дистанционно не только подавать заявку на кредит, но и после одобрения банком получать средства на счет» — считает директор департамента разработки розничных продуктов Бинбанка Антон Маслий.

Хотя некоторые эксперты считают, что масштабного роста кредитования. «Инициатива предполагает облегчение доступа к банковским услугам, однако она не смягчает условия получения самого кредита, поэтому ожидать, что нововведение приведет к росту объемов кредитования, конечно, не стоит. Возможно, в перспективе, когда услуга получит широкое распространение, это снизит нагрузку на офисные отделения банков, но это произойдет далеко не сразу» , — считает управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова.

Банкам стоит подготовить отдельную линейку кредитов, доступных в онлайн-сервисе, чтобы онлайн-кредитование привело к росту объемов выдачи кредитов, считает Касьянова.

Например, стоит подумать о быстрых небольших займах. «Это сфера работы микрофинансовых организаций. Если банки предложат примерно похожие продукты — небольшие суммы на короткие сроки с высокими процентными ставками, то инструмент онлайн-кредитования может оказаться востребованным. Конечно, речь идет не микрозаймах, но снижение минимальной суммы кредита в рамках новой услуги может расширить целевую аудиторию банков», — отметила эксперт.

У новации есть и другие немаловажные плюсы. Во-первых, географическая экспансия. По прогнозам зампреда Локо-банка Андрея Люшина, львиную долю прироста займов в сфере онлайн-кредитования обеспечат регионы, где физическое присутствие банков ниже среднего по стране. Банковские отделения есть не во всех населенных пунктах, и онлайн-кредитование, получение займа через интернет-банк покрыло бы спрос населения на заемные средства.

  • Во-вторых, расширение клиентской базы. Многие лояльные клиенты банков и рады бы оформить кредит, но времени на посещение офисов и сбор документов не хватает. В таком случае полностью онлайн-кредитование решило бы проблему нехватки времени: через интернет-банк и подтверждается доход, и оформляется сам займ.

«Клиенты банков уже сегодня активно пользуются услугами овердрафта по картам и POS-кредитованием, но такие услуги чаще доступны действующим клиентам банков с хорошей кредитной историей и долгой историей отношений с кредитной организацией. Да и то за получением кредита, не связанного с карточными продуктами, даже лояльным клиентам приходится лично обращаться в отделение банка. В данной же ситуации речь идет о том, чтобы значительно расширить возможности как действующих, так и новых клиентов», — отметил Андрей Люшин.

  • В-третьих, экономия банков на сотрудниках и отделениях. За счет автоматизации процесса выдачи кредитов банки экономят на найме сотрудников и обслуживании дополнительных офисов.

Среди недостатков — данный вариант кредитования можно будет использовать для клиентов именно с белой зарплатой. Так как данные из ПФР не смогут подтвердит «серый» доход.

Также несет в себе риски и кредитование новых, непроверенных клиентов. «Высока вероятность скачкообразного роста кредитов с признаками мошенничества и невозвратных займов, полученных с использованием недостоверных или похищенных персональных данных», — предположил Андрей Люшин.

Да и в случае с проверенными заемщиками (например, с зарплатными клиентами) есть возможность мошенничества. Например, действий, связанных с хищением персональных данных, и несанкционированного доступа злоумышленников в интернет-банк для получения займа.

Источник: Средства.ру




Добавить комментарий или вопрос


© 2003 — 2016 Средства
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Sredstva: вклады и кредиты России обязательна.
Рейтинг@Mail.ru