Вклады частных лиц: проценты по вкладам, новости банков, страхование вкладов
09.06.2016

На свой страх и риск: возврат страховки по кредиту

Многие заемщики сталкиваются с навязыванием дополнительных услуг при оформлении кредита. В частности, в «добровольно-принудительном» порядке предлагают оформить страховку: якобы без этого будет сложнее получить одобрение на кредитную заявку. Как отказаться от такой навязанной услуги — в нашем обзоре.

С 1 июня 2016 года все страховые компании РФ обязаны соблюдать 5-дневный «период охлаждения» за навязанный страховой полис. В этот срок заемщик может расторгнуть договор страховки и полностью вернуть деньги. Раньше, чтобы вернуть средства за оформленную, но ненужную страховку приходилось обращать в Роспотребнадзор, собирать доказательства факта навязывания, обращаться в суд. Теперь от заемщика требуется только заявление на отказ.

Предпосылки возникновения проблемы навязывания страховки

Кредитный бум прошлых лет вызвал проблему навязывания заемщикам страховых продуктов. Порой они даже не знали, что оформили не только кредит, но и страховку. Стоимость этой слуги зачастую не проходила отдельным пунктом, а просто включалась в конечную сумму кредита. А в большом пакете документов для подписи можно и не заметить договора страхования.

Указание «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования» Банк России разработал в конце 2015 года, дав возможность страховщикам до конца мая 2016 года соответствующим образом перестроить свою деятельность.

Как отказаться от страховки

Написать заявление о расторжении договора страхования можно в течение 5 рабочих дней. То есть за это время заемщик должен понять, что ему навязали не особо и нужную услугу. Этот срок и называется «периодом охлаждения». Но следует понимать, что клиент не может потребовать расторжения договора, заключенного, например, полгода назад.
Страховая компания при получении заявления на отказ будет обязана вернуть деньги полностью в течение 10 рабочих дней. Если за время пользования страховкой не наступил страховой случай, то вернут полную сумму оплаченной страховки. Если договор начал действовать (наступил страховой случай), страховщик будет вправе удержать часть денег пропорционально количеству дней оказания этой услуги.

Раньше предлагалось дать 14 дней в качестве «периода охлаждения». Именно столько должен был думать заемщик по поводу отказа от страховки. Но в итоге срок сократился до 5 дней. Такого времени будет вполне достаточно для того, чтобы определиться с решением, считает глава Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. При этом он уточнял, что более длительный срок может создать дополнительные возможности для мошенников.

Однако на этом можно не останавливаться. Можно пойти дальше и «наказать» страховую компанию. Возврат денег не лишает гражданина права пожаловаться на страховую компанию в Роспотребнадзор и добиться того, чтобы она была оштрафована, так как факт навязывания услуги имел место.

В середине апреля Госдума в первом чтении приняла законопроект, который предусматривает введение штрафов для юридических лиц в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей за необоснованный отказ в заключении полиса ОСАГО или навязывание дополнительных услуг при его продаже.

Если навязывать потребителю дополнительные услуги, которые не подпадают под требования федерального закона об обязательном страховании, будут физлица, они могут быть оштрафованы на 5 тыс. руб. Таким образом, к ответственности будут привлекаться не только должностные лица страховщика, но и страховые организации и работающие на них страховые агенты.

Какую страховку можно вернуть

Теперь можно будет отказаться практически от любых видов страхования. Документ распространяется на страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование, страхование наземного транспорта (кроме железнодорожного), имущественное страхование, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также на страхование финансовых рисков.

Однако нововведение в меньшей степени коснется ипотечных заемщиков. По закону «Об ипотеке», страхование имущества при приобретении готового жилья обязательно. Однако дополнительные страховки (жизни, здоровья, потери работы) — по желанию самого заемщика. То есть ипотечники могут отказаться от всех дополнительных ст раховок, кроме страховки по приобретаемое жилье.

Отказ от навязанной страховки: что изменилось

Ранее законодательно также запрещалось навязывать страховку для оказания какой-либо услуги. Однако доказать, что эта услуга навязывалась клиенту, было сложно.

«Нужны были доказательства – аудио- и видеозапись, подтверждающая, что клиенту услугу навязали. Роспотребнадзор принимал эту жалобу, выписывал постановление, направлял ее в суд. Но для суда куда важнее подпись на договоре страхования: раз она стоит, ее поставил человек дееспособный, то нет факта навязывания. В результате, получить обратно свои 1000–2000 рублей могли лишь самые упорные», — объяснил руководитель Общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игорь Пушкарь.

После появления термина «период охлаждения» процедура возврата страховки стала проще. Просто пишите заявление об отказе, ни в какие другие инстанции обращаться не нужно (если только страховая откажется возвращать деньги).

Источник: Средства.ру




Добавить комментарий или вопрос


© 2003 — 2016 Средства
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Sredstva: вклады и кредиты России обязательна.
Рейтинг@Mail.ru