Вклады частных лиц: проценты по вкладам, новости банков, страхование вкладов
22.07.2016

Кредитное поведение злостных неплательщиков ЖКУ

Должники по коммунальным услугам, как правило, и плохо погашают кредиты. Платежная дисциплина таких заемщиков хромает, свидетельствуют данные НБКИ. Почти 80% злостных неплательщиков за ЖКУ обслуживают кредиты с нарушениями.

Долги за коммунальные услуги в РФ

Общая задолженность в сфере ЖКХ приближается к 1 трлн рублей. По данным заместителя министра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, cовокупный объем задолженности в сфере ЖКХ составил 968 млрд руб. Из них 250 млрд рублей — это долги граждан, остальные 718 млрд рублей — долги компаний.

Но несмотря на столь внушительные суммы, ошибочно полагать, что доля злостных должников за кварплату высока. «Несмотря на непростую экономическую ситуацию, население продолжает стабильно платить за коммунальные услуги. Уровень оплаты физлиц по стране составляет 95%», — уверил чиновник. А по итогам последнего отопительного сезона уровень задолженности в сфере ЖКХ в среднем по России даже сократился — на 3%.

Как власти борются с должниками за услуги ЖКХ

Вовремя платить кварплату россиян вынуждают такие меры, как передача данных об их долгах за услуги ЖКХ в бюро кредитных историй. Дело в том, что наличие информации о просроченной задолженности по оплате коммунальных услуг, неисполненной по решению суда, ухудшает состояние кредитной истории данных граждан. Что, в свою очередь, затрудняет им доступ к кредитным ресурсам.

В НБКИ предлагают передавать в кредитное бюро также и положительную информацию о платежной дисциплине россиян. «Это позволит кредиторам учитывать добросовестность большинства заемщиков для более точной оценки кредитного риска и, соответственно, для установления более справедливых условий розничного кредитования», — считает Викулин.

По состоянию на 1 июля 2016 года своим правом передавать сведения о злостных неплательщиках за ЖКУ воспользовались более 50 поставщиков из 10 регионов РФ, которые передали в НБКИ сведения о более чем 6 тыс. гражданах, в отношении которых имеется не исполненное в 10-дневный срок судебное решение о взыскании долга за поставленные услуги. При этом средний размер долга за ЖКУ, подлежащего взысканию, составляет 44 521 руб.

«Передача данных о долгах граждан за коммунальные услуги – важный первый шаг к повышению платежной дисциплины. Первые результаты говорят о ее полезности, причем как для кредиторов, так и для поставщиков услуг», — считает генеральный директор НБКИ Александр Викулин.

В НБКИ предлагают передавать в кредитное бюро также и положительную информацию о платежной дисциплине россиян. «Это позволит кредиторам учитывать добросовестность большинства заемщиков для более точной оценки кредитного риска и, соответственно, для установления более справедливых условий розничного кредитования», — считает Викулин.

Также за долги по ЖКУ с нового года повысили пени. С 1 января 2016 года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс РФ, которые увеличивают размер пени для тех, кто не смог вовремя оплатить коммунальные услуги.

Так в 2016 году, начиная с 31-го дня просрочки оплаты услуг ЖКХ, гражданам будут начисляться пени в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день долга. С 91-го дня размер пени вырастет до 1/130 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Пени будут рассчитываться, ориентируясь на ставку 10,5%. Ранее пени начислялись с первого дня просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования, которая ниже — 8,25%.

Не помогут должникам, попавшим в сложное материальное положение, и государственные субсидии — ведь они предоставляются только тем, кто не имеет «хвостов» по оплате услуг ЖКХ.

Платежная дисциплина должников за услуги ЖКХ

По данным Национального бюро кредитных историй, 72,51% злостных неплательщиков за коммунальные услуги являются также активными заемщиками. В среднем такой гражданин получал 9 кредитов, из которых 3 являются активными в настоящее время.

При этом платежная дисциплина таких заемщиков крайне низка: 78,83% злостных неплательщиков за коммунальные услуги обслуживают кредиты с нарушениями. Таким образом, активные в настоящее время кредиты без нарушений обслуживают лишь 21,17% человек, а с учетом уже закрытых кредитов доля добросовестных заемщиков составляет 10,12%.

Наиболее популярные у злостных неплательщиков за ЖКУ типы кредитов — потребительские кредиты и кредитные карты, на которые суммарно приходится 95,97% активных кредитов. На автокредиты, ипотеку, кредиты на предпринимательские цели приходится суммарно чуть более 3%. Оно и понятно: такие виды займов требуют обеспечения и заемщик вынужден платить вовремя, чтобы не потерять залог.

Хуже всего должники за ЖКУ оплачивают автокредиты — по 95,24% активных автокредитов зафиксированы просрочки. Примечательно, что займы МФО эта категория заемщиков обслуживает относительно дисциплинировано — просрочки зафиксированы лишь по 8,33% активных займов.

Таблица 1. «Какие долги имеют и как их погашают злостные неплательщики ЖКУ»

Тип кредита

Доля в структуре кредитных обязательств (по количеству кредитов)

Доля кредитов, обслуживаемых с нарушением графика

Потребительский кредит

62,20%

78,10%

Кредитная карта

33,77%

62,81%

Заем МФО

0,71%

8,33%

Автокредит

1,24%

96,87%

Ипотека

1,36%

65,22%

Предпринимательский кредит

0,71%

83,33%

В среднем по всем типам кредитов

72,51%

Данные: НБКИ

Источник: Средства.ру




Добавить комментарий или вопрос


© 2003 — 2016 Средства
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Sredstva: вклады и кредиты России обязательна.
Рейтинг@Mail.ru