Вклады частных лиц: проценты по вкладам, новости банков, страхование вкладов
08.09.2016

Получение справки о доходах через портал госуслуг

Государство планирует сделать российских заемщиков более самостоятельными. Например, самим оформлять выписки по пенсионным счетам для получения кредита, не дожидаясь, пока банки сделают это. Это должно сократить сроки принятия решений по кредитным заявкам. О других преимуществах такой самостоятельности — в нашем обзоре.

Популяризация самостоятельного получения выписки из ПФР

Банки при рассмотрении кредитной заявки просят потенциального заемщика предоставить документы, подтверждающие их доход. Для наемных рабочих это, как правило, справка 2-НДФЛ с работы, для индивидуальных предпринимателей — налоговая декларация, выписка со счета. Дополнительным источником подтверждения дохода заемщика может также быть выписка по пенсионному счету. В ней отражаются отчисления в ПФР вашего работодателя, из которых можно сделать вывод о вашей зарплате.

Такая выписка позволит ускорить процесс получения кредита в банке (в том числе по более низким ставкам). И если раньше получением выписки занимались банки, то теперь государство пытается вовлечь в этот процесс самих граждан. Как пишут «Известия», заемщикам российских банков стали приходить письма на почту с портала госуслуг, напоминающие о возможности получить выписку по пенсионному счету в личном кабинете.

«Если Вы хотите взять кредит, то можете отправить сведения о состоянии своего индивидуального лицевого счета по электронной почте в банк: банки больше доверяют клиентам, которые подтверждают доход не справкой с работы, а выпиской о состоянии пенсионного счета», — говорится в письмах, полученных клиентами. В личном кабинете на портале госуслуг можно узнать, платит ли работодатель страховые взносы на пенсию, сумму накопленных пенсионных баллов, точный стаж.

Эта рассылка направлена не только на популяризацию портала госуслуг. Также она должна стимулировать заемщиков проявлять больше активности — самостоятельно получать выписки по пенсионным счетам, не дожидаясь, пока банки сделают это за них.

Получение банками данных о заёмщике через базу ПФР

С июня 2015 года отрабатывается схема взаимодействия банков, заемщиков и ПФР. Схема заключается в следующем. Заемщик подает в банк заявку на кредит, с портала госуслуг клиенту приходит SMS, предлагающее дать согласие на запрос сведений о состоянии его лицевого счета в ПФР. В случае положительного ответа банк получает данные из фонда по системе межведомственного электронного взаимодействия.

Банки получают выписки из ПФР за 2–3 минуты только от заемщиков, которые зарегистрированы на ЕПГУ (таких сейчас в России всего 18 млн). Если гражданин не является пользователем портала госуслуг, процесс существенно растягивается по времени (банк в этом случае должен зарегистрировать гражданина на ЕПГУ сам).

Но при всей простоте этого формата на практике он применяется редко в силу разных причин. Например, отделения не всех кредитных организаций технически позволяют обеспечить доступ к gosuslugi.ru.
Еще одна важная проблема, которую необходимо решить, — актуализация данных в ПФР. Сейчас идет отставание сведений на 4–6 месяцев, необходимо сократить этот срок хотя бы до 1–3 месяцев.

Преимущества самостоятельного получения справки из ПФР

Однако при всех недостатках, такая схема перспективна. Когда процесс подтверждения доходов с помощью SMS будет отлажен, станет возможным решение всех вопросов о выдаче кредитов дистанционно — через интернет-банк. Клиенты смогут в личном кабинете на сайте банка оставлять заявки на получение займов, с учетом ускоренного подтверждения их доходов (по SMS) заявки на кредиты будут рассматриваться сотрудниками банков быстрее. И заемщикам в дальнейшем будет достаточно один раз посетить офис банка с паспортом — для получения уже одобренного кредита.

«Мы заинтересованы в применении данной схемы, так как приоритетной задачей для банка является предоставление услуги, удобной в первую очередь для клиентов», — отметил директор проектного офиса Бинбанка Антон Потолицын.
Дополнительным аргументом для банкиров в пользу применения этой схемы является оперативное получение проверенной информации по клиентам от ПФР в автоматическом режиме. По словам директора департамента розничных кредитных продуктов СМП-банка Натальи Коняхиной, при взаимодействии с ПФР напрямую сведения поступают в банк практически в режиме реального времени и, что еще более важно, по защищенным каналам.

Но если банк технически не готов обеспечить получение выписки из ПФР, а средства потенциальному заемщику нужны срочно, стоит попробовать достать нужные документы самостоятельно. По мнению Натальи Коняхиной, самостоятельное обращение клиентов за выписками по пенсионным счетам позволит автоматизировать и ускорить процесс подготовки документов для подачи заявки на кредит, сократит трудозатраты и банков, и клиентов.

Причем потенциальных заемщиков — даже в большей степени. Банкам, получившим от клиентов выписки из ПФР на почту, придется дополнительно проверять их на подлинность. Клиентам, самостоятельно запросившим выписку из ПФР в личном кабинете на портале госуслуг, не придется идти в отделение кредитной организации.

Зампред Локо-банка Андрей Люшин уверен, что самостоятельный сбор документов позволяет оценить мотивацию клиента и исключает случаи, когда потенциальные заемщики обращаются за кредитами сразу в несколько банков одновременно (а те, соответственно, одновременно начинают запрашивать их выписки из ПФР).

Предправления банка «Югра» Дмитрий Шиляев согласен с этой точкой зрения: «Если человек проявил сознательность, самостоятельно получил выписку и предоставил в банк, это говорит о крайне высоком уровне ответственности, и именно в таких клиентах заинтересована любая кредитная организация».

По мнению Андрея Люшина, вариант самостоятельного получения выписок из ПФР в дальнейшем станет приоритетным: число пользователей портала госуслуг довольно быстро растет, особенно в крупных городах. По прогнозам Минкомсвязи, к 2018 году 70% граждан должно быть подключено к электронным услугам. Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Минкомсвязи, сейчас на едином портале госуслуг зарегистрировано 31,9 млн пользователей, на конец августа 2015 года этот показатель составлял 17,6 млн.

Источник: Средства.ру




Добавить комментарий или вопрос


© 2003 — 2016 Средства
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Sredstva: вклады и кредиты России обязательна.
Рейтинг@Mail.ru