Вклады частных лиц: проценты по вкладам, новости банков, страхование вкладов
07.11.2016

Банковские комиссии: за что платит клиент

Российские банки наращивают объем комиссионных доходов. Это дополнительный источник прибыли в условиях, когда объемы выдачи новых кредитов падают. Для клиентов это означает новые комиссии, новые расходы за использование банковскими услугами.

В этом году российские банки демонстрируют рекордные показатели прибыли, и это на фоне падения объемов выдачи кредитов и привлечения средств населения во вклады. За январь–сентябрь 2016 года, по данным ЦБ, банки заработали 635 млрд рублей чистой прибыли. За аналогичный период прошлого года этот показатель составил 127 млрд рублей, то есть вырос более чем в пять раз.

Такие показатели были достигнуты на фоне того, что активы банковского сектора снизились на 4%, совокупный объем кредитов экономике сократился на 5%, кредиты нефинансовым организациям — на 2,2%. Кредиты физическим лицам увеличились всего на 0,4%.

Однако такие неутешительные показатели не повлияли на прибыль банков. И произошло это во многом благодаря внушительному росту комиссионных доходов физлиц. Это различные комиссии, которые платит клиент банка за использование тех или иных его услуг. Они формируют уже около четверти совокупных комиссионных доходов банковского сектора — на них пришлось 177 млрд рублей из 718 млрд рублей общего объема собранных в III квартале комиссий. Такие расчеты провело для «Известий» рейтинговое агентство RAEX («Эксперт»).

На каких комиссиях зарабатывают банки

Комиссионный доход банков складывается в основном из комиссий от операций, связанных с расчетно-кассовым обслуживанием (по итогам девяти месяцев 2016 года они формируют 37% всех полученных комиссий от физлиц), открытием и ведением банковских счетов (19,5%), осуществлением денежных переводов (13,7%) и оказанием консультационных и информационных услуг (11,9%). Но это традиционные виды деятельности для кредитных организаций.
Также отмечается увеличение так называемых прочих комиссионных доходов, которые кредитные организации получают от продажи нехарактерных для себя продуктов и услуг. По данным RAEX, доля комиссионных доходов от «прочих» операций по банковскому сектору составила около 13,5% совокупных комиссионных доходов от операций с физлицами. По итогам III квартала 2016 года из 23,8 млрд рублей прочих комиссионных доходов от физлиц всего на пять банков приходится 15,6 млрд рублей, или 65,5% всех прочих комиссионных доходов от операций с физлицами, а доля 10 кредитных организаций составляет уже 85%.

Например, в Тинькофф-банке комиссию взимают за продажу продуктов других банков. Для этого был создан универсальный финансовый супермаркет, где представлены не только собственные продукты, но и партнерские (ипотечная и инвестиционная платформа). Например, продавая своим клиентам ипотеку от других банков, Тинькофф-банк получает комиссию от кредитора.

Банки-лидеры по объемам комиссионных доходов

Рейтинговое агентство RAEX составило рейтинг банков, которые получили наибольший доход от комиссий физических лиц. Для данного сегмента банковского рынка характерна высокая концентрация на Сбербанке. На него пришлось более 45% всех комиссионных доходов физлиц за девять месяцев 2016 года.

Но в этом сегменте хорошо себя чувствуют и другие банки, которые получают хороший доход от комиссий. Так, на Альфа-банк приходится 7,1% всех комиссионных доходов физлиц, на ВТБ24 — 6,1%, на Тинькофф-банк — 5,1%. Также в топ-15 банков РФ лидеров по объемам комиссионных доходов вошли КБ «Восточный», Почта Банк, Райффайзенбанк, ОТП Банк, Россельхозбанк, «Русский Стандарт», Совкомбанк, Промсвязьбанк, ХКФ банк, ВТБ, Ситибанк.

«Даже без учета лидера концентрация комиссий физлиц на ограниченном круге банков крайне высока. Так, около 45% сегмента приходится на следующие за Сбербанком 24 кредитные организации, и лишь около 10% комиссионных доходов распределяют между собой оставшиеся шесть сотен банков», — указывают аналитики RAEX.

«Топ-15 банков РФ лидеров по объемам комиссионных доходов»

Данные: «Эксперт РА», ЦБ РФ, «Известия»

Важность комиссионных доходов для банков

Банки из рэнкинга подтвердили, что для них комиссионные доходы являются одним из важнейших направлений.

«Для ОТП Банка комиссионные доходы являются одним из ключевых направлений, поскольку только одновременное развитие кредитных продуктов, депозитных продуктов и комиссионных позволяет банку дифференцировать получаемый доход и быть более устойчивым в любых экономических ситуациях, даже в том случае, если кредитование по каким-то причинам снижается», — пояснила начальник управления бизнес-развития и проектов ОТП Банка Марина Пушкарева.

Начальник управления по развитию комиссионных продуктов Альфа-банка Яна Блинова пояснила, что для банка наращивание объемов комиссионных доходов — важный дополнительный источник прибыли. Тут работают над созданием новых комиссионных продуктов.

«Оценив положительный эффект от сотрудничества со страховыми компаниями, банк стал предлагать не только страхование, связанное с кредитованием, но и некредитное страхование (предлагается клиентам банков на добровольной основе). Доля некредитного страхования в нашем банке будет расти в связи с разработкой новых комиссионных продуктов: это страхование кредитных карт, имущества, семьи, медицинское и накопительное страхование и другое», — уверена Яна Блинова.

В Райффайзенбанке комиссионные доходы составляют порядка 20% операционного дохода. «Комиссионный доход в последнее время демонстрирует быстрые темпы роста. Так, чистые комиссионные доходы увеличились на 18,1% в первом полугодии 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до более чем 6,5 млрд рублей (по МСФО), что составляет около 20% операционного дохода», — сообщили в Райффайзенбанке.

Учитывая всё больший интерес к этой статье дохода, а также быстрый рост сегмента, эксперты полагают, что доля комиссионных доходов будет увеличиваться.

Источник: Средства.ру




Добавить комментарий или вопрос


© 2003 — 2016 Средства
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Sredstva: вклады и кредиты России обязательна.
Рейтинг@Mail.ru