Вклады частных лиц: проценты по вкладам, новости банков, страхование вкладов
16.11.2016

Вырваться из сетей: финансовая оценка россиян по данным из соцсетей

Данные пользователей соцсетей зачастую используются компаниями для различных оценок. Например, их кредитоспособности (при получении кредита) или риск-профиля (при покупке страховки). И происходит это без согласия пользователей и соцсетей. Как с этим будут бороться — в нашем обзоре.

Финансовые компании заинтересованы в получении дополнительных сведений о своих потенциальных клиентах. Например, банки должны понимать риски выдачи кредита тому или иному заемщику, а официальной информации (такой как справка о доходах, выписка из Пенсионного фонда и пр.) порой бывает недостаточно. Полный портрет клиента можно сформировать только за счет дополнительных данных. Например, с их личных страниц в соцсетях. Однако такая ситуация не устраивает сами соцсети.

Позиция Facebook относительно использования данных пользователей для оценок

Социальная сеть Facebook с недавнего времени ограничивает финансовыми компаниями доступ к персональным данных своих пользователей. Как правило, они используют личную информацию для оценки благосостояния и платежного поведения своих потенциальных клиентов. В ход идут фотографии и видео пользователей, их статусы, события, геотеги, информация о семейном положении, родственниках и образовании.

Британская страховая компания Admiral, к примеру, собирала сведения о потенциальных клиентах из Facebook, чтобы потом предложить им ту или иную страховку. Проанализировав полученные из соцсети данные, страховщик составлял риск-профиль пользователя, отражающий риски, которые несет его образ жизни. И тут же предлагалась индивидуальная страховая программа.

Аккаунт излишне любопытного страховщика был заблокирован. И аналогичные меры будут применятся ко всем финансовым организациям, использующим личный контент пользователей для коммерческих целей без согласия последних и соцсети. Эти нормы будут распространяться не только на Британию, но и на весь мир, сообщили «Известия» со ссылкой на источник в Facebook.

«Мы не допускаем использование информации с Facebook о ее пользователях для формирования решений об их соответствии каким-либо установленным требованиям. Мы приняли необходимые меры, для того чтобы нормы Facebook обеспечивали защиту для всех, кто использует это приложение, и личные данные пользователей не использовались бы для их оценки», — прокомментировал ситуацию «Известиям» официальный представитель Facebook.

Аккаунты различных финансовых организаций (банки, страховые компании, бюро кредитных историй, скоринг-компании) должны, по мнению представителей соцсети, использоваться только для входа в систему и верификации пользователей. Более широкое использование личных данных пользователей возможно лишь с их собственного согласия на обработку данных.

Аналогичные меры намерены ввести и другие сети, например «ВКонтакте», сообщили изданию источники на банковском рынке.

Кто пострадает от ограничения использования данных пользователей соцсетей

Такие ограничения на использования личных данных пользователей соцсетей могут повлиять на работу многих финансовых организаций — банков, микрофинансовых организаций, страховщиков, бюро кредитных историй. А в особенности — компаний, занимающихся онлайн-скорингом. Их работа непосредственно связана с соцсетями — они оценивают платежеспособности клиентов на основе открытых данных о нем.

Особенно активно используют соцсети кредитные организации — для оценки заемщиков. Образ жизни потенциального клиента можно понять из его сообщений в ленте, комментариев, статусов, отметок о местах и странах, которые он посетил. В плюс пользователю идет: стабильный брак и наличие детей, высшее образование и даже заполненные профили родственников. Минусом считаются частые смены работы и места жительства. Есть даже специальные сервисы, позволяющие глубоко анализировать поведение людей в соцсетях.

Ограничения использования данных пользователей соцсетей, мнение экспертов

Некоторые аналитики опасаются, что на данный шаг социальные сети сподвигла не забота о неприкосновенности данных пользователей, а соображения собственной выгоды. Один анонимный источник «Известий» пояснил их логику: соцсети просто не хотят делиться данными бесплатно. Ведь информация о пользователях принадлежат не только им самим, но и площадке, на которой они размещены. Именно поэтому соцсети и запрещают использование сведений о физлицах в коммерческих целях, добавил собеседник.

Принадлежность информации из соцсети пользователю весьма условна, поскольку она находится в открытом, общем доступе, считает партнер BMS Law Firm Денис Фролов. Поэтому защита персональных данных в соцсетях — это вопрос адекватного отношения к тому, что пользователь публикует в интернете, подытожил он.

Также Фролов отметил, что регулировать несанкционированный доступ и неофициальное использование персональных данных (в том числе из соцсетей) невозможно. Регулированию поддаются лишь легальные действия, всё нелегальное — незаконно и, соответственно, не регулируется на законодательном уровне.

«В то же время официальное использование информации из соцсети допускается с согласия пользователя. Но никто не мешает использовать эти сведения неофициально, в том числе для оценки благонадежности заемщика», — считает он.

Получение личной информации через соцсети с согласия пользователя возможно, напомнил Зампред правления Ланта-банка Дмитрий Шевченко. Соответствующая норма есть в законе о персональных данных. Операторы и иные лица, получившие доступ к данным, просто обязаны не раскрывать их третьим лицам и не распространять без согласия субъекта персональных данных.

Ограничения на сбор и анализ данных пользователей из соцсетей не особо скажется на рынке. Финансовые компании зачастую прибегают к этому методу, но это скорее вспомогательный инструмент анализа, считает гендиректор МФО «Мани Фанни» Александр Шустов. Так как существует огромный риск недостоверности собранных сведений — люди часто стараются выглядеть лучше и успешнее, чем есть. Делать на этой основе выводы о кредитоспособности конкретного заемщика невозможно.

Источник: Средства.ру




Добавить комментарий или вопрос


© 2003 — 2017 Средства
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Sredstva: вклады и кредиты России обязательна.
Рейтинг@Mail.ru