Вклады частных лиц: проценты по вкладам, новости банков, страхование вкладов
14.12.2016

Клиентов банков опознают по лицу и голосу

Банки вовсю осваивают современные инновационные технологии. Некоторые кредитные организации уже опознают своих клиентов в мобильных приложениях по отпечатку пальцев. На очереди — опознавание по лицу и голосу. Какие банки планируют запустить такую опцию и в чем ее суть — в нашем обзоре.

Время, когда банковские клиенты должны были запоминать сложные логины и пароли для входа в мобильное приложение, вскоре могут остаться позади. Сами кредитные организации понимают, что данный вид защиты персональных данных несовершенен, да и порой небезопасен. Длинные комбинации цифр и букв сложно запомнить, а вероятность кражи этих данных остается, несмотря на новейшие системы информационной защиты в банках. Украсть логин/пароль можно, а вот подделать голос и лицо клиента — задача невыполнимая, уверяют банкиры.

Не мудрено, что лидеры розничного рынка — ВТБ24 и Сбербанк — уже планируют ввести для клиентов бимодальную (голос и изображение) биометрию.

Проект «селфи + голос» от ВТБ24

Банк ВТБ24 первым в стране запустит пилотный проект биометрической идентификации клиентов по внешности и голосу. Такую опцию планируется сделать доступной для мобильных приложений. Старт проекта (под условным названием «селфи + голос») запланирован на январь 2017 года, пишут «Известия».

Уже в следующем году ВТБ24 планирует первым среди коллег приступить к внедрению биометрической идентификации для мобильных приложений по внешности и голосу. На данный момент кредитная организация использует только опознание клиентов по отпечатку пальцев. И доступно это пока лишь для мобильных приложений на платформе iOS.

С середины декабря банк планирует начать внедрять новый вид биометрии — по внешности и голосу («селфи + голос»). Разработка технологии началась в сентябре: для начала ВТБ24 протестирует ее на собственной рабочей команде, а уже в начале январе будет запущен пилот на платформах iOS и Android для 10 тыс. клиентов.

О массовом применении технологии речи пока не идет. Хотя, не исключено, что не за горами время, когда банки смогут опознавать клиентов по лицу или только по голосу. А пока для безопасности будут использоваться два вида биометрии (голос и лицо клиента), позволяющие опознавать человека.

Суть технологии бимодальной биометрии

Технология бимодальной биометрии не так сложна, как кажется из названия. Для начала создается эталон — запись голоса и изображение клиента. А при входе в мобильное приложении происходит сверка. Но ведь голос при желании можно подделать, возразят некоторые. В ВТБ24 уверяют, что это почти невозможно.

«Технология сравнивает большое количество параметров голоса (тембр, скорость произношения, особенности)», — рассказали изданию в ВТБ24.

Также устанавливается схожесть эталонного фото и пользователя и определяется, реальный ли человек пытается пройти аутентификацию по мимике лица. Возможности разработки исключают возможность обмануть систему, предоставив запись голоса и фото. Запись видео также не поможет злоумышленникам, поскольку при каждой аутентификации пользователю предлагается произнести уникальную контрольную фразу (набор цифр).

Эталон голоса и лица записывается один раз и затем может быть использован в любых дистанционных каналах для аутентификации клиента. При необходимости пользователь может обновлять эталонные данные.

Перспективы технологии бимодальной биометрии

Несмотря на все преимущества разработки, в ВТБ24 констатируют, что даже после окончания тестирования технология вряд ли быстро перейдет в разряд массовых. «На текущий момент мы не видим данную технологию в качестве массового средства аутентификации, — подчеркнул представитель ВТБ24.

Круг пользователей пока будет не столь большой. Целевой аудиторией, которая будет использовать биометрическую идентификацию по внешности и голосу, в кредитной организации видят клиентов, проводящих операции на большие суммы при помощи мобильного телефона. Кроме того, биометрия будет востребована, если потребуется дополнительное подтверждение для предотвращения мошенничества, уверены в ВТБ24.

«Также данная технология может быть интересна клиентам, которые не хотят помнить логины, пароли и коды. У них появится возможность использовать такие естественные способы для аутентификации, как фото и голос, — каждый пользователь смартфона умеет пользоваться встроенной камерой и микрофоном», — сказал представитель кредитной организации.

Технология биометрии голоса и лица клиента в Сбербанке

Над внедрением аналогичных технологий сейчас работает и главный конкурент ВТБ — Сбербанк. О намерении ввести идентификацию по внешности и голосу ранее заявлял глава кредитной организации Герман Греф.

В Сбере сейчас рассматривается целый ряд подходов к вопросам безопасности. Например, такие как voice recognition (идентификация по голосу) и image recognition (идентификация по внешности). Эти решения, которые доводят точность идентификации до 99,9%, находятся в высокой степени готовности, уверял Герман Греф.

Глава крупнейшего банка отмечал, что в течение 2–3 лет кредитная организация сможет их внедрить.В конце августа, банк уже приступил к закупке соответствующих разработок. В кредитной организации объяснили это тем, что биометрию планируется использовать для идентификации сотрудников и клиентов.

Биометрическая защита данных клиентов банка, мнения экспертов

Данная технология намного удобнее существующей идентификации клиентов банков, но ей понадобятся годы для адаптации. Сначала должны появиться аппаратные средства и алгоритмы, гарантирующие высокий уровень безопасности наряду с удобством пользователя, пояснил изданию инженер-исследователь Лаборатории когнитивных робототехнических систем Университета Иннополис Вадим Реуцкий.

«Думаю, пока биометрия — просто модная тенденция, дополнительного удобства вряд ли это добавит, пока не будет разработана методика очень быстрого распознавания и идентификации лица и голоса. К тому же вряд ли обычному человеку будет удобно разговаривать с телефоном в общественных местах», — предполагает эксперт.

Хотя он признает перспективность технологии: ведь запоминать длинные пароли и вводить их на экранной клавиатуре — значительное неудобство для человека и потенциальная брешь в безопасности. А биометрическая защита доступа позволит устранить этот недочет.

Также будет создан барьер для мошенников, считает сооснователь NTechLab Александр Кабаков. Он уверен, что внедрение биометрии — не дань моде, а необходимость для безопасности и удобства пользователей.

Однако Вадим Реуцкий сомневается насчет безопасности: сейчас проводятся исследования и разрабатываются программные решения, способные полностью эмулировать поведение человека и его голос. Что если злоумышленники найдут способ сгенерировать видео и звук таким образом, чтобы они прошли критерии безопасности при проверке данных банковским приложением, отметил Реуцкий.

По словам Александра Кабакова, важно, чтобы алгоритм, который используется, был точным и определял «живого» пользователя — то есть понимал, что это не фотография или видео, а настоящий человек. Видимо, для этого ВТБ и использует промежуточное решение — комбинацию проверки и голоса, и лица, предположил эксперт.

Источник: Средства.ру




Добавить комментарий или вопрос


© 2003 — 2017 Средства
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Sredstva: вклады и кредиты России обязательна.
Рейтинг@Mail.ru