Вклады частных лиц: проценты по вкладам, новости банков, страхование вкладов
27.07.2017

Негосударственные пенсионные фонды лишат мертвых клиентов пенсий

Порой после смерти пенсионера его близкие не спешат сообщать в НПФ об этом факте, продолжая получать за него пенсию. Убытки фондов от выплат умершим клиентам исчисляются миллионами рублей. А для решения этой проблемы фондам всего-то и нужно — получить доступ к данным ЗАГСа. Однако для этого нужно не только внести изменения в закон, но и создать единую базу записей актов гражданского состояния.

Ежегодные выплаты негосударственных пенсионных фондов из собственных средств в адрес умерших клиентов достигают 900 миллионов рублей. Такие убытки связаны с тем, что у НПФ нет оперативного доступа к данным из ЗАГСа, а родные и близкие не всегда спешат сообщить им о смерти пенсионера, продолжа получать за него пенсию.

Весной этого года НАПФ направила обращение к регулятору за помощью в решении этой проблемы. Как пишет газета «Коммерсант», ЦБ встал на сторону фондов и готовит поправки к федеральному закону «Об актах гражданского состояния». Регулятор считает целесообразным предоставление фондам информации о смерти клиентов из единого реестра данных ЗАГС.

По действующему законодательству этот реестр начнет функционировать с 1 января 2018 года. Его оператором будет Федеральная налоговая служба (ФНС).

Как пенсионные фонды узнают о смерти клиента

Пенсионер скончался, а родственники продолжают получать за него пенсию — ситуация не единичная для пенсионного рынка РФ. Сейчас данные о смерти оперативно получает только Пенсионный фонд России, администрирующий обязательную пенсию. А данные о смерти участников негосударственных пенсионных программ в фонды не поступают.

В отличие от системы обязательного пенсионного страхования (управляется Пенсионным фондом России, оперативно получающим информацию о смерти клиентов), где массовые выплаты начнутся с 2021 года, в системе негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) получателем пенсий де-факто является каждый третий участник (более 1,5 млн человек). И зачастую после смерти клиента его родные и близкие не спешат информировать об этом НПФ, получая за него негосударственную пенсию.

В зависимости от пенсионного плана выплаты по НПО могут быть пожизненными или срочными. После смерти клиента в первом случае остаток средств на счету гражданина идет в резерв фонда, во втором — наследники могут получить в фонде оставшиеся на его счете средства.

Сейчас НПФ пытаются получать данные о клиентах самостоятельно. Как правило, это делается через регулярные запросы информации к самим клиентам или их родственникам, в госорганы и территориальные загсы (которые по закону не обязаны ее предоставлять, но иногда идут навстречу фондам). Однако ни одно из этих решений не дает гарантии переплат, отмечает председатель комитета НАПФ по НПО Иван Волков.

«Если клиент не выходит на связь, мы приостанавливаем начисления, поэтому переплаты в основной массе происходят именно внутри одного года. Но проблема серьезная — возврат переплаченных средств фондами законодательно не предусмотрен»,— указывает гендиректор НПФ «Будущее» Николай Сидоров.

Как решить проблему с переплатами пенсий умершим клиентам, мнение экспертов

Иногда НПФ получает информацию через год-два с момента смерти клиента. «Если брать статистику по отрасли в целом, то, по нашим оценкам, совокупно пенсионные фонды вынуждены выплачивать из собственных средств порядка 850–900 млн руб. ежегодно. Это те средства, которые могли быть направлены на покрытие рисков пережития, все более актуальных с учетом неуклонного роста продолжительности жизни»,— отмечает руководитель отдела финансового мониторинга АО «НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» Иракли Зухубая.

«Проблема не ограничивается выплатами умершим клиентам — и здравствующие участники могут, например, сменить фамилию — верификация этих данных требует от фондов значительных затрат»,— констатирует руководитель аналитической службы АНПФ Евгений Биезбардис.

Участники пенсионного рынка отмечают, что предоставление НПФ оперативной информации из единой базы ЗАГС было бы стратегическим решением этих проблем.

Однако такое решение сдерживается не только правовыми (хотя включение НПФ в число субъектов, имеющих доступ к таким данным, уже большой шаг), но и техническими ограничениями — в настоящий момент такой базы не существует.

«Сейчас система ЗАГС децентрализирована, единой работающей цифровой базы нет. Остается надеяться, что на ее создание и отработку механизма получения НПФ информации по клиентам уйдет не более года»,— отмечает господин Волков.

Регулятор смотрит на решение этих проблем более оптимистично. «Мы ожидаем, что НПФ получат доступ к этой информации в 2018 году»,— сообщили вчера в пресс-службе Банка России. В пресс-службе ФНС сообщили, что все новые записи в единый реестр ЗАГС будут вносить в электронном виде с 1 января 2018 года, действующие должны быть конвертированы до конца 2019 года.

«При условии, что НПФ будут вписаны в закон как получатели этой информации, сведения об умерших они смогут получать уже в 2018 году»,— сообщили изданию в пресс-службе ФНС.

Источник: Средства.ру




Добавить комментарий или вопрос


© 2003 — 2017 Средства
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Sredstva: вклады и кредиты России обязательна.
Рейтинг@Mail.ru