Вклады частных лиц: проценты по вкладам, новости банков, страхование вкладов
31.07.2017

Долг обязывает: должники жалуются на коллекторов

Россияне стали чаще жаловаться на коллекторов. Должники активно пользуются своими правами по защите от злоупотреблений коллекторов. И хотя зачастую оснований для этого более чем достаточно, порой горе-заемщики так лишь пытаются затянуть процесс взыскания, жалуются сами коллекторы.

Новый закон о коллекторской деятельности (заработал с 1 января 2017 года) вызвал всплеск жалоб должников. С января по июнь 2017 года количество жалоб на взыскателей долгов увеличилось на треть по сравнению с тем же периодом 2016 года. Такие данные приводит газета «Известия» со ссылкой на Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств. Больше всего на коллекторов жаловались в Москве, а самыми грубыми методы возврата задолженности оказались в Республике Крым. Эксперты объясняют такую ситуацию особенностями рынка взыскания в регионах и эффективностью работы полицейских.

Число жалоб на коллекторов

Российские заемщики стали чаще писать жалобы на действия коллекторов. В Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) с января по июнь этого года поступило 2,5 тыс. обращений, и это значительно больше, чем за аналогичный период 2016 года (тогда было 1,7 тыс.).

Около 50% всех обращений пришлось на десять регионов. Первые три места рейтинга заняли Москва (14,21%), Санкт-Петербург (8,65%) и Подмосковье (6%). Замыкают первую десятку Ростовская (2,82%) и Свердловская (2,34%) области и Башкортостан (2,26%).

Председатель контрольного комитета НАПКА, генеральный директор компании «АктивБизнесКоллекшн» Дмитрий Теплицкий рассказал «Известиям», увеличение количества жалоб связано с тем, что должники всё более активно пользуются правами, которые дает им 230-ФЗ о защите прав заемщиков. При этом значительная часть претензий связана с различным толкованием закона.

Злоупотребления со стороны должников и со стороны коллекторов

Коллекторы жалуются, что все чаще должники злоупотребляют своими правами. «Много случаев, когда должник обращается в Федеральную службу судебных приставов (ФССП) после получения в день трех SMS-сообщений. Но на самом деле — это одно сообщение, которое при доставке разбилось на три части», — рассказал Дмитрий Теплицкий. Также он отметил, что в последнее время наметилась «нехорошая тенденция»: должники злоупотребляют своим правом и безосновательно обращаются в контролирующие органы. Таким образом они пытаются затянуть процесс взыскания.

«После обращения должника в ФССП и в суд коллекторское агентство должно разбираться с претензиями, формировать дело. Такое отвлечение ресурсов приводит к тому, что с должником несколько месяцев не работают», — сказал Дмитрий Теплицкий.

Со стороны коллекторов тоже немало злоупотреблений. Рейтинг НАПКА по так называемым хард-жалобам, то есть связанным с некорректным общением, угрозами и другими грубыми нарушениями закона, возглавила Республика Крым. Доля «тяжелых» жалоб там составляет более 33% от общего числа поступивших обращений.

На втором месте — Костромская область (30%), на третьем — Мордовия (27,27%). Далее идут Хакасия, Краснодарский край, Самарская, Новгородская, Саратовская, Белгородская и Архангельская области, в которых доля хард-жалоб составляет от 20 до 23%.

Причины нарушений со стороны коллекторов

По мнению Дмитрия Теплицкого, корректность работы коллекторов напрямую зависит от уровня контроля за ними со стороны руководства компании. Именно поэтому Москва и Петербург, несмотря на лидерство по количеству обращений от должников, в рейтинг регионов по хард-жалобам не попали.

«Нужно понимать, что в Москве находятся главные офисы большинства компаний. Контроль над сотрудниками здесь на высшем уровне», — сказал эксперт. Лидерство же Крыма в рейтинге по доле хард-жалоб эксперты объясняют особенностями сложившегося здесь рынка взыскания. «В Крыму отдельные структуры выкупали у украинских банков долги граждан, проживающих в регионе. И пользовались незаконными методами взыскания», — рассказал «Известиям» руководитель проекта «Общероссийского народного фронта» «За права заемщиков» Виктор Климов.

По мнению Виктора Климова, в остальных регионах доля «тяжелых» жалоб напрямую связана с эффективностью работы правоохранительных органов. «Хулиганские методы взыскания никуда не делись, и такими жалобами должна заниматься полиция. Однако, как правило, граждане не знают, кто конкретно им угрожает, а сотрудники правоохранительных органов не готовы это выяснять», — сказал Виктор Климов. Он отметил, что хулиганы не уйдут с рынка взыскания до тех пор, пока у микрофинансовых организаций и банков будет возможность пользоваться услугами нелегальных взыскателей.

Взаимодействие коллектора и должника после вступления нового закона

С 1 января 2017 года вступил в действие закон, регламентирующий деятельность коллекторов в России, — 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности».

С этого момента взысканием вправе заниматься только коллекторы, включенные в спецреестр, который ведет ФССП. Сейчас в нем состоит 121 организация. Объем чистых активов коллекторских фирм не должен быть менее 10 млн рублей, на такую же сумму они должны застраховать и свою ответственность.

Есть и другие ограничения:

  • любые контакты с должником запрещены с 22 до 8 часов в будние, и с 20 до 9 часов в выходные/праздничные дни.
  • Личные встречи могут производиться не чаще одного раза в неделю.
  • Телефонные звонки непосредственно сотрудниками коллекторских агентств допускаются раз в сутки, с учетом вышеуказанного ограничения по времени, не более двух раз в неделю и восьми раз в месяц.
  • Сообщения (телеграфные, текстовые, голосовые) разрешено направлять не более двух раз в день, четырех в неделю и шестнадцати в месяц.

Федеральные приставы советуют фиксировать любые варианты контактов. То есть записывать звонки, снимать видео в случае визитов, сохранять сообщения и т.п. Такой подход позволит контролировать частоту взаимосвязи, а при нарушении норм, на руках будет доказательная база данного факта.

А если с момента возникновения просрочки по кредиту или микрозайму прошло более 4-х месяцев, должник имеет право направить в адрес банка или МФО, а также в адрес коллекторского агентства письменный отказ от общения с коллекторами на тему погашения задолженности.

При получении такого отказа кредитор будет иметь возможность взыскивать долг только через суд. Кроме того, должник в любой момент времени может направить также заявление на взаимодействие по вопросу взыскания долга только через адвоката.

Стоит отметить, что около 20% наших клиентов используют средства материнского капитала с целью досрочного погашения своего кредита в первые три месяца после оформления кредита. Следовательно, на момент его оформления в семье уже было как минимум двое детей. При этом долгосрочные обязательства, как правило, дисциплинируют: люди заинтересованы в сохранении работы в том числе и для своевременной выплаты кредита», — добавляют в кредитной организации.

Источник: Средства.ру




Добавить комментарий или вопрос


© 2003 — 2017 Средства
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Sredstva: вклады и кредиты России обязательна.
Рейтинг@Mail.ru