Вклады частных лиц: проценты по вкладам, новости банков, страхование вкладов
30.08.2017

Российские заемщики стали реже допускать просрочки

Заемщики за два последних года стали чаще возвращать средства вовремя. Платежная дисциплина улучшилась во всех категориях: у клиентов банков и МФО, клиентов с положительной и отрицательной кредитной историей. Банки стали более избирательны в выборе клиентов, а заемщики стали больше дорожить хорошей кредитной историей, которую может испортить просрочка.

Ситуация с просрочкой по кредитам и микрозаймам в последние годы улучшается. Клиенты банков и МФО стали в среднем лучше платить по долгам. И реже допускают просрочку как клиенты с хорошей кредитной историей, так и те, кто ранее имел проблемы со своевременным погашением кредита или займа. Такие выводы содержаться в исследовании Объединенного Кредитного Бюро и сервиса онлайн-кредитования «Е заем».

Эксперты разделили всех опрошенных на «хороших» (ранее — без просрочек) и «плохих» (были просрочки) заемщиков. А также — на заемщиков микрофинансовых организаций и банков. В каждой из групп анализировалась платежная дисциплина по новым полученным кредитам и займам в течение года с момента выдачи.

Платежная дисциплина российских заемщиков с хорошей КИ

Платежная дисциплина заемщиков с хорошей кредитной историей в целом лучше в банковском сегменте. 96% заемщиков с хорошей историей продолжают также хорошо обслуживать и свои новые кредиты.

«Результаты исследования показали, что люди, ранее допускавшие длительные просрочки, чаще делают это и по новым кредитам. Так, среди заемщиков с хорошей кредитной историей только 4% допускают просрочки свыше 30 дней по новому кредиту в течение 1 года с даты его выдачи», — отметил заместитель генерального директора ОКБ Николай Мясников.

В сегменте МФО этот показатель чуть хуже. Почти 80% заемщиков с хорошей кредитной историей возвращают займы вовремя.

Платежная дисциплина российских заемщиков с плохой КИ

Среди заемщиков, ранее допускавших просрочки 30 и более дней, 78,7% не допускали просрочек по новым банковским кредитам, а почти 75% выплатили вовремя займы МФО.

Если сравнивать динамику среди разных замщиков, то доля клиентов МФО, имевших просрочки в прошлом, но вернувших новые займы вовремя, выросла за два года почти на 16 п.п. с 59,1% до 75,0%. Немногим меньше выросла эта доля среди клиентов микрофинансовых организаций, ранее не имевших длительных просрочек – на 15,2 п.п.: с 64,5% до 79,7%.

Те же тренды отмечаются и в сегменте беззалоговых банковских кредитов. Доля клиентов, вовремя вернувших новый кредит, среди тех, кто ранее допускал длительные просрочки платежей, выросла за 2 года с 72,3% до 78,7%. Среди клиентов с хорошей кредитной историей, доля таких клиентов выросла с 91,8% до 96,0%.

«Неидеальная кредитная история клиентов давно не означает, что новый заем не будет возвращен в срок. Разница между платежной дисциплиной клиентов, допускавших и не допускавших просрочки, становится все меньше. В 2017 году на микрофинансовом рынке сохранится та же тенденция — лучше будут платить и те, и другие», — прогнозирует управляющий директор сервиса онлайн-кредитования Е заем Лига Трупа.

Таблица 1 «Платежная дисциплина клиентов МФО»

Год

Клиенты, ранее допускавшие просрочки более 30 дней

Клиенты, не имевшие просрочек более 30 дней

Допустили просрочки 30 и более дней по новому займу, %

Не допускали просрочек по новому займу, %

Допустили просрочки 30 и более дней по новому займу, %

Не допускали просрочек по новому займу, %

2014

40,9

59,1

35,6

64,5

2015

27,2

72,78

21,2

78,8

2016

25,0

75,0

20,3

79,7

Данные: ОКБ

Таблица 2 «Платежная дисциплина клиентов банков»

Год

Клиенты, ранее допускавшие просрочки более 30 дней

Клиенты, не имевшие просрочек более 30 дней

Допустили просрочки 30 и более дней по новому кредиту, %

Не допускали просрочек по новому кредиту, %

Допустили просрочки 30 и более дней по новому кредиту, %

Не допускали просрочек по новому кредиту, %

2014

27,9

72,1

8,2

91,8

2015

27,6

72,4

6,4

93,6

2016

21,3

78,7

4,0

96,0

Данные: ОКБ

Улучшение платежной дисциплины российских заемщиков, причины и прогнозы

Эксперты отмечают, что причин для улучшения платежной дисциплины почти во всех категориях разные. Банки стали более избирательны в выборе клиентов, а заемщики стали больше дорожить хорошей кредитной историей, которую может испортить просрочка.

«Мы видим улучшение платежной дисциплины в целом. Возможно, это связано с тем, что заемщики все чаще начинают понимать важность информации в кредитной истории и стараются исправлять старые ошибки. Кредитная история является своего рода финансовым паспортом, демонстрирующим отношение заемщика к имеющимся обязательствам, поэтому стоит сохранять ее достойной, чтобы иметь возможность и в дальнейшем пользоваться кредитными средствами на приемлемых условиях», — считает Мясников.

«Последний кризис показал многим заемщикам важность кредитной истории, и россияне начинают ей по-настоящему дорожить, понимая, что недисциплинированность может оставить их без кредитов и займов», — соглашается Трупа.

«За последние пару лет банки значительно ужесточили требования к клиентам и пересмотрели подходы к оценке их рискового профиля, что в свою очередь сказалось на улучшении качества новых выдач и замедлении темпов роста просроченных кредитов. По итогам I полугодия 2017 г. количеств «плохих» долгов выросло на 5% с начала года, в 2016 - на 7%, а в 2015 – на 15%» — отметил заместитель гендиректора ОКБ.

«Клиенты МФО сделали настоящий прорыв в улучшении платежной дисциплины. Конечно, столь высокая динамика за 2 года обеспечена действиями обеих сторон. Заемщики стали ответственнее подходить к получению и обслуживаю займов, а кредиторы, в свою очередь, научились работать с рисками и выдавать займы именно тем, кто их вернет», — отметила управляющий директор сервиса онлайн-кредитования Е заем.

«Тем не менее нельзя исключать социальные дефолты, когда человек теряет возможность обслуживать свои обязательства. Мы ожидаем, что платежная дисциплина новых заемщиков в 2017 г. продолжит улучшаться. Повлиять на ее ухудшение может возобновление активного массового кредитования населения на уровне 2012-2014 гг., но в текущей конъюнктуре рынка это вряд ли возможно. Еще одним фактором может стать кризисная ситуация в экономике и резкое сокращение доходов населения» — подытожил Мясников.

Источник: Средства.ру




Добавить комментарий или вопрос


© 2003 — 2017 Средства
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Sredstva: вклады и кредиты России обязательна.
Рейтинг@Mail.ru