Вклады частных лиц: проценты по вкладам, новости банков, страхование вкладов
01.09.2017

Заемщики-«призраки» все реже беспокоят банки

Ложная информация в кредитной заявке — один из способов недобросовестных заемщиков скрыться от банка или коллекторов в случае просрочки. Указал в анкете неправильный номер телефона или адрес — и концы в воду. Таких заемщиков-«призраков» трудно разыскать, если те вовремя не погашают займ. Однако с каждым годом их становится все меньше, да и банки клиентам «с улицы» теперь опасаются давать кредиты.

Россияне стали реже врать в заявках на кредиты. В прошлые кризисные годы заемщики чаще прибегали к этому трюку: указал в кредитной заявке неверные контактные данные, чтобы в случае просрочки банк или коллекторы не смогли найти. Однако на фоне нормализации макроэкономической ситуации и роста платежной дисциплины потенциальные заемщики все реже идут на обман. Ведь можно попасть в черный список банка и вообще потом получать одни отказы.

Да и банки кому попало сейчас кредиты не дают, только своим, проверенным клиентам. Подтверждают это цифры. С начала года объём выданных займов вырос на 3,5%. Просроченная задолженность увеличилась на 1,7% и достигла 871 млрд рублей. Таким образом, темпы роста кредитования превысили темпы роста просроченной задолженности, что указывает на улучшение качества кредитных портфелей банков.

Кто такие заемщики-«призраки»

Заемщики-«призраки» в анкете на получение кредита указывают неверные номера телефонов, адрес электронной почты или место проживания. Доля таких «призраков» за год упала на 7% до 18%. Это минимальный показатель с 2014 года, когда банки пытался обмануть каждый третий клиент. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на расчеты коллекторской компании «Секвойя Кредит Консолидейшн».

Для оценки компания использовала данные рынка, отобранные по дате создания долга. Согласно исследованию, в 2014 году доля заемщиков, указавших ложные контакты при получении кредита, достигала 30%, в 2015-м — 28%. В 2016 году неверные сведения о себе предоставили 25% клиентов. По прогнозам компании, к концу 2017 года этот показатель упадет на 3% — с нынешних 18% до 15%, а в 2018 году снизится до 10%.

По данным «Секвойи», чаще всего граждане неверно указывают в анкете номер мобильного телефона: так поступают 80% заемщиков-«призраков». Еще 15% клиентов предоставляют ложный домашний адрес, а 5% — несуществующий адрес электронной почты. Как правило, недостоверные сведения выявляются банками и коллекторами уже на этапе, когда допущена первая просрочка по кредиту. С этого момента и начинаются поиски должника.

Но год от года прятаться недобросовестным заемщикам становится всё сложнее. Клиент-«призрак» должен быть готов к тому, что однажды его найдут: арсенал методов получения информации о должниках постоянно расширяется. К тому же, указав ложные сведения, можно навсегда попасть в черный список и больше не рассчитывать на получение кредита. По прогнозам аналитиков по итогам года заемщиков-«призраков» станет еще меньше.

Как банки борются с заемщиками-«призраками»

Но банки не бездействуют в такой ситуации: отсев граждан на этапе кредитной заявки становится все более тщательным. Они по-прежнему более охотно кредитуют зарплатных клиентов и граждан с хорошей кредитной историей. Отказ в предоставлении займа получают 70—90% клиентов «с улицы», сообщил «Известиям» гендиректор «Секвойи» Алексей Терский.

По словам начальника управления кредитных продуктов Бинбанка Вячеслава Шаламова, сегодня банки активно развивают методики проверки данных на этапе принятия решения по кредитной заявке. В частности, на мобильный телефон клиента приходит смс с кодом для подтверждения.

Кроме того, банками проводятся и автоматические проверки адресов (например, есть ли в доме квартира с указанным в анкете номером), а некоторые организации вместо почты запрашивают адреса профилей в соцсетях, рассказал «Известиям» управляющий партнер Scoring Studio Георгий Аракелян.

Как коллекторы борются с заемщиками-«призраками»

Заемщики-«призраки» доставляют неудобства не только банкам, но и профессиональным взыскателям. По закону о коллекторской деятельности взыскатели не могут звонить должникам чаще двух раз в неделю, а также по ночам, пытаться встретиться лично чаще одного раза в неделю. Но как быть в ситуация, когда заемщик указал чужой номер телефона или адрес?

Директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Борис Воронин сообщил, что к ним ежегодно поступает около 1,5 тыс. жалоб на звонки коллекторов по ошибочным контактам, это около 40% всех претензий.

«Иногда это связано с тем, что контактные данные устарели, но в 90% случаев — с сознательным предоставлением ложной информации, избавлением от сим-карты и другими способами скрыться от банка. При этом действующее законодательство не позволяет взыскателям направить в органы власти или мобильным операторам официальный запрос для получения актуальных контактных данных должника», — пояснил изданию Воронин.

Однако арсенал поиска должников коллекторами, которым банки передают долги в работу, постоянно расширяется. Для выявления сведений о должниках коллекторы используют соцсети, сайты по поиску работы, вкладываются в IT-системы (аналог банковского скоринга).

Да и сами клиенты, по словам зампреда Локо-Банка Андрея Люшина, уже начали понимать, что предоставлять банку ложные данные бессмысленно: в этом случае можно попасть в черный список и навсегда лишиться возможности взять кредит.

По прогнозам эксперта, в будущем доля заемщиков-«призраков» продолжит снижаться, пока не достигнет минимума в 5-8%. Но стоит отметить, что добросовестные клиенты, у которых меняются контактные данные, по-прежнему крайне редко оповещают об этом банк. Впрочем, сразу все реквизиты меняются редко, и проблемы выхода на связь с клиентами не возникает.

Источник: Средства.ру




Добавить комментарий или вопрос


© 2003 — 2017 Средства
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Sredstva: вклады и кредиты России обязательна.
Рейтинг@Mail.ru