Вклады частных лиц: проценты по вкладам, новости банков, страхование вкладов
14.11.2017

Мягко говоря: общение должников с коллекторами стало более цивилизованно

Должники и коллекторы стали более адекватно общаться. Сами заемщики стали более грамотны в финансовом смысле и общение с профессиональными взыскателями стараются вести в конструктивном ключе. Да и после нового закона о коллекторской деятельности общение с взыскателями стало более адекватным. Ведь нередко неадекватное поведение должников провоцируют сами взыскатели.

«Адекватные» должники, статистика общения с коллекторами

Доля должников, которые неадекватно реагируют на звонки коллекторов, сократилась впервые с начала кризиса — до 5% с 8% в 2014 году. Такие цифры приводят «Известия» со ссылкой на коллекторскую компанию «Секвойя кредит консолидейшн».

По её данным, с 2014 по 2016 год доля должников, которые неадекватно реагируют на звонки взыскателей, оставалась стабильной — на уровне 8%. В этом году показатель опустился до 5%. В I квартале 2017 года 15,56% из них срывались на крик, 59,29% нецензурно бранились, 24,27% хамили. В III квартале 12,1% кричали, 67,48% бранились, 19,15% хамили.

«Сокращение доли людей, которые ведут себя неадекватно при разговоре с коллекторами, связано со вступлением в силу 230-ФЗ, — отметили в Федеральной службе судебных приставов (регулятор коллекторского рынка). — Закон оказал позитивное влияние на характер взаимодействия должников и взыскателей. Несмотря на то что закон в первую очередь направлен на защиту заемщиков, чьи права и законные интересы коллекторы не должны нарушать, пользу от него ощутили и сами компании, занимающиеся взысканием просроченной задолженности».

Взаимодействие коллектора и должника после вступления нового закона

С 1 января 2017 года вступил в действие закон, регламентирующий деятельность коллекторов в России, — 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности».

С этого момента взысканием вправе заниматься только коллекторы, включенные в спецреестр, который ведет ФССП. Объем чистых активов коллекторских фирм не должен быть менее 10 млн рублей, на такую же сумму они должны застраховать и свою ответственность.

Есть и другие ограничения:

  • Любые контакты с должником запрещены с 22 до 8 часов в будние, и с 20 до 9 часов в выходные/праздничные дни.
  • Личные встречи могут производиться не чаще одного раза в неделю.
  • Телефонные звонки непосредственно сотрудниками коллекторских агентств допускаются раз в сутки, с учетом вышеуказанного ограничения по времени, не более двух раз в неделю и восьми раз в месяц.
  • Сообщения (телеграфные, текстовые, голосовые) разрешено направлять не более двух раз в день, четырех в неделю и шестнадцати в месяц.

Федеральные приставы советуют фиксировать любые варианты контактов. То есть записывать звонки, снимать видео в случае визитов, сохранять сообщения и т.п. Такой подход позволит контролировать частоту взаимосвязи, а при нарушении норм, на руках будет доказательная база данного факта.

А если с момента возникновения просрочки по кредиту или микрозайму прошло более 4-х месяцев, должник имеет право направить в адрес банка или МФО, а также в адрес коллекторского агентства письменный отказ от общения с коллекторами на тему погашения задолженности.

При получении такого отказа кредитор будет иметь возможность взыскивать долг только через суд. Кроме того, должник в любой момент времени может направить также заявление на взаимодействие по вопросу взыскания долга только через адвоката.

Почему общение с коллекторами стало более цивилизованно

Данная тенденция связана с общим повышением уровня финансовой грамотности населения, предположили в пресс-службе «Секвойи». Да и заемщиков с улицы (большинство из которых и выходят на просрочку) банки не рискуют кредитовать.

«Банки в кризис перестали кредитовать клиентов «с улицы», отдавая предпочтение заемщикам с хорошей кредитной историей и зарплатным клиентам. За счет этого портфель «очистился» от заемщиков с низким уровнем культуры, так как в 60% случаев именно они не являются благонадежными заемщиками, — отметили в «Секвойе». Это положительно сказалось на ситуации с просроченной задолженностью и долговой нагрузкой россиян.

Нельзя однозначно сказать, что 5% должников, которые позволяют себе неадекватное поведение (люди со взрывным складом характера и неуместными реакциями), считают, что они вправе вовсе не возвращать долги, уверена управляющий партнер аудиторской компании 2К Тамара Касьянова. По ее словам, эмоциональная реакция может просто свидетельствовать о расстройстве и недовольстве заемщика, а не о его нежелании выплачивать долг.

«Если в разговоре мы видим, что должник не настроен вести диалог и перешел на крик, то специалист вежливо завершает разговор, так как эффективность от такого взаимодействия будет ниже на 60–80%, а деньги компания потратит, — уточнили в «Секвойе». — Зачастую таким людям лучше дать время остыть и перезвонить спустя какое-то время».

Директор департамента по работе с просроченной задолженностью Бинбанка Сергей Голец считает, что для взыскателя важно понять, чем вызвано неадекватное поведение должника — просто неуравновешенным состоянием в момент разговора или нежеланием погашать задолженность.

«Если причина заключается в том, что заемщик не намерен погашать задолженность и использует нецензурные выражения, чтобы оградить себя от звонков банка, то целесообразно перевести дальнейшее решение вопроса задолженности в судебную плоскость, поскольку повторные звонки не приведут к положительному результату» , — пояснил Сергей Голец.

По словам руководителя проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктора Климова, взыскание всегда было, есть и будет процедурой конфликтной, но главная проблема на рынке — не поведение должников, а поведение взыскателей.

Например, когда коллекторы звонят с неопознанного номера и угрожают, расписывают стены подъезда должников, заливают замки монтажной пеной, а также в соцсетях с фейковых аккаунтов распространяют негативную информацию о должниках.

«Именно подобные нарушения в значительной мере формируют представление о рынке взыскания, о коллекторах и создают у должников соответствующие стереотипы, которые часто и ведут к неадекватным реакциям, агрессии, нецензурной брани», — считает Виктор Климов.

Источник: Средства.ру




Добавить комментарий или вопрос


© 2003 — 2017 Средства
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Sredstva: вклады и кредиты России обязательна.
Рейтинг@Mail.ru