Вклады частных лиц: проценты по вкладам, новости банков, страхование вкладов
28.11.2017

Излишняя взыскательность: должников оградили от коллекторов

Должником и заемщик — разные статусы, значит, разрешения на обработку данных должно быть два. И коллектор имеет право на общение с заемщиком, но не с должником. Пока не получил дополнительное разрешение, пояснили в Роскомнадзоре.

Роскомнадзор разъяснил коллекторам, правомерна ли их деятельность, пишет газета «Коммерсант». В ведомстве считают, что обработка взыскателями персональных данных заемщиков в массе своей неправомерна. Чиновники ссылаются на букву закона о взыскании долгов физлиц, согласно которой должником считается не всякий заемщик, а только неплательщик.

Согласие на обработку персональных данных в момент получения кредита подписывает заемщик, так что с переходом в статус должника гражданину нужно такое соглашение подписывать заново, считают в Роскомнадзоре. Участники рынка указывают на невозможность соблюдения данного требования и серьезные угрозы коллекторскому бизнесу.

Правомерность телефонных звонков коллекторов должникам, мнение Роскомнадзора

Роскомнадзор считает, что взыскатели имеют право осуществлять телефонные звонки с целью побудить должника к возврату просроченной задолженности только с согласия самого должника или лиц, действующих в его интересах. «Отсутствие волеизъявления должника делает осуществление таких телефонных звонков незаконным»,— отмечает Роскомнадзор. И те, кто столкнулся с подобной проблемой, может обращаться в ведомство за защитой прав субъектов персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных (а также на передачу долга коллекторскому агентству) заемщик подписывает при заключении кредитного договора. Однако, как пояснили изданию в Роскомнадзоре, когда наступает время взыскивать просроченный долг, ситуация переходит под регулирование закона о взыскании долгов физлиц (230-ФЗ), в тексте которого понятие «должник» имеет специальное определение.

Согласно закону должник — это не всякий заемщик, а только не платящий по долгам («физическое лицо, имеющее просроченное денежное обязательство»). Получается, что согласие на обработку персональных данных никакой должник не подписывал. И в момент заключения кредитного договора он никакой просрочки по кредиту, естественно, еще не имел и был всего лишь заемщиком.

По логике Роскомнадзора, переход гражданина в новый статус требует и нового разрешения на обработку его персональных данных.

Правомерность телефонных звонков коллекторов должникам, мнение экспертов

«Заключение дополнительного соглашения целесообразно в случае если заемщик, подписывая кредитный договор, дал согласие на обработку персональных данных кредитной организации только для определенных целей», — поясняет руководитель направления по работе с кредиторами компании «Кабинет финансовой помощи» Анна Мутаева. Например, банк может использовать номер телефона клиента, чтобы сообщить ему об одобрении кредитной заявки. Если же среди прописанных в договоре целей нет «для взыскания задолженности», то передача коллекторам данным должника (ФИО, адрес, телефон) противоречит статьям 5 и 6 федерального закона «О персональных данных», отмечает эксперт.

Толкование Роскомнадзора фактически парализует процесс взыскания долгов, указывают участники рынка. «Получается, что нужно полностью остановить взыскание долгов до получения дополнительного согласия на обработку персональных данных»,— говорит гендиректор «Агентства взыскания Filbert» Андрей Иванов.

Но возникает противоречие: как обратиться к должнику за подписанием нового разрешения на обработку данных, не воспользовавшись этими данными (номером телефона и т.д.)? По словам гендиректора «Агентства судебного взыскания» Максима Богомолова, уже само обращение к должнику с просьбой предоставить дополнительное согласие может быть расценено как нарушение закона: «Для этого взыскатель должен как-то с должником связаться, а это требует обработки его персональных данных».

Уполномочен ли Роскомнадзор давать разъяснения коллекторам

Роскомнадзор наделен полномочиями по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства при взыскании задолженности.

Всего за девять месяцев 2017 года в Роскомнадзор поступило 8647 жалоб на действия кредитных организаций и коллекторских агентств. И при выявлении нарушений, не относящихся к компетенции Федеральной Службы Судебных Приставов, информация направляется в тот орган, в чьей компетенции они находятся. «Роскомнадзор уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 13.11 КоАП, которая предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области персональных данных»,— пояснили в Минюсте.

По словам гендиректора агентства ЭОС Антона Дмитракова, обычно при получении жалобы Роскомнадзор обращается к коллекторам с просьбой пояснить, на каком основании обрабатываются персональные данные должника. «При выявлении нарушений служба требует прекратить неправомерную обработку данных, а также может наложить штраф до 75 тыс. руб.»,— поясняет он.

Однако даже небольшой размер штрафов может превратиться в серьезный ущерб бизнесу. «По любой жалобе служба может провести внеплановую проверку и выявить аналогичные нарушения по всему реестру в несколько тысяч должников»,— рассуждает господин Богомолов.

Законна ли передача персональных данных коллекторам?

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона 152-ФЗ «О персональных данных» персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных). Это может быть его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, телефон, семейное положение, доходы и другая информация.

И коллектор не может приступить к работе по долгу, если нет согласия заемщика на передачу персональных данных. Хотя в большинстве случае у банков, а значит, и у коллекторов есть такое согласие. Как правило, в кредитном договоре есть соответствующий пункт. И подписывая этот документ, заемщик дает право на обработку. Порой и не подозревая об этом.

«Статус должника появляется у заемщика как следствие неисполнения обязательств по кредитному договору… Передать данные должника можно только в том случае, если есть его согласие на передачу, или соответствующий пункт предусмотрен договором, в противном случае заключение дополнительного соглашения с должником будет необходимо для осуществления дальнейших мероприятий по взысканию», — пояснила Мутаева.

А вот родственникам и прочим контактным лицам (включая работодателя) банки и коллекторы вообще не имеют права звонить, поскольку те не давали согласия на обработку своих персональных данных.

Если речь идет о продаже долга третьим лицам (профессиональным взыскателям), то согласие должника вообще не требуется, правда кредитор должен известить заемщика о продаже его долга.

Закон «О персональных данных» позволяет гражданину в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных. Однако сделать это не удастся, пока не погашен кредит.

Источник: Средства.ру




Добавить комментарий или вопрос


© 2003 — 2017 Средства
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Sredstva: вклады и кредиты России обязательна.
Рейтинг@Mail.ru