Вклады частных лиц: проценты по вкладам, новости банков, страхование вкладов
01.12.2017

Доступ к телу: не все россияне готовы к биометрической идентификации в банке

Чтобы стать клиентом банка, теперь не нужно идти в его отделение. Оформить все документы и открыть счет в любом банке (даже в другом городе) вскоре можно будет дистанционно, через сайт «Госуслуги». Однако не все россияне готовы к такому нововведению.

Один раз прошел идентификацию в любом ближайшем банке — можешь в дальнейшем стать клиентом любого банка. Для этого понадобится только единожды сдать биометрические данные (отпечаток пальца, снимок сетчатки глаза или др.) и получить доступ к порталу «Госуслуги». Вроде бы, заманчивая перспектива, но к ней готовы не все. Оформлять услуги банков таким способом, как выяснилось, готовы лишь 39% россиян.

Первичная биометрическая идентификация в банке, как это работает

Чтобы пользоваться сервисами банка удаленно (открывать счета и вклады, подавать заявку на кредит и прочее), один раз посетить банк все-таки придется. Это может быть любое ближайшее отделение, в котором нужно будет сдать свои биометрические данные и зарегистрироваться в ЕСИА (Единая Система Идентификации и Аутентификации). Выдаются логин и пароль для входа на «Госуслуги», затем сканируется отпечаток пальца или сетчатка, записывается голос или изображение лица.

После такой первичной регистрации россиянин сможет в дальнейшем стать клиентом любого банка в любой точке страны дистанционно. Просто заходите на сайт нужного банка, вводите данные ЕСИА (выданные на первом этапе логин и пароль), проходите биометрическую идентификацию. Это может быть сверка вашего голоса (произносите в микрофон требуемую фразу) или лица (смотрите в камеру). Это как универсальный «цифровой паспорт», который будут признавать все банки. После такой проверки вы становитесь полноправным клиентом этого банка.

«Пользователю нужно будет просто зайти в интернет- или мобильный банк выбранного кредитного учреждения, которое его удаленно идентифицирует через ЕСИА («Госулуги»), и если пользователю подойдут предложенные условия обслуживания, он может открыть счет, стать клиентом банка», — пояснила заместитель директора департамента банковского ПО RS-Bank Анна Назарова.

Отношение россиян к дистанционной идентификации в банках

Однако при всем кажущемся удобстве такого метода идентификации, россияне не могут оценить его однозначно. Многие до сих пор предпочитают оформлять все банковские услуги лично. Об этом свидетельствуют результаты специального исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в сентябре 2017 года.

Положительно к этой инициативе сегодня относятся 39% опрошенных, и сторонников больше среди молодых людей 18-24 лет – 59% и среди пользователей интернета*(44%). Негативных оценок нововведения — 43%, противников обсуждаемого дистанционного доступа больше среди тех, кто не пользуется интернетом (53%) и среди россиян старше 55 лет (52%).

Более половины опрошенных предпочли бы все банковские услуги оформлять лично. Среди банковских услуг, которые россияне предпочитают или предпочли бы получать удаленно — осуществление платежей и переводов (48% участников опроса), управление счётом (37%), оформление страхового полиса (35%) и внесение денежных средств на счёт (32%) При этом личное посещение банка предпочтительно для открытия банковского счёта (78%) или депозита (74%).

По мнению большинства, наиболее удобные способы идентификации клиента – по отпечаткам пальцев (34%) и по сетчатке глаза (17%). Другие способы показались опрошенным менее удобными: по лицу (11%), по голосу (7%). Никакой метод идентификации не показался удобным 18% россиян. Самые надежные способы распознавания — те же: по отпечаткам пальцев (31%) и по сетчатке глаза (27%). Менее надежные — по лицу (6%) и по голосу (2%). Не считают все описанные способы надежными 20%.

Биометрическая идентификация в банке, достоинства и недостатки

Местоположение больше не будет ограничением при выборе банка. Клиент сможет выбрать даже банк из удаленного региона, отделений у которого нет поблизости.

«Технология удаленной идентификации, безусловно, будет востребована, поскольку она позволит пользователям выбирать более удобный для себя банк и легко становиться его клиентом. Причем сделать это клиенты смогут, не выходя из дома. То есть у пользователей появится абсолютная свобода в выборе банка, тогда как сейчас ограничивающим фактором является территориальная локация его допофисов», — считает Назарова.

«А банки смогут расширить клиентскую базу и сократить операционные издержки при открытии вкладов и счетов», — считает председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин.

«Во-первых, это единый стандарт, возможность встраивания единых процессов в каналы дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Во-вторых, платформа позволит минимизировать число логинов, в тех случаях, когда пользователи будут обращаться в банк за продуктом или услугой через портал госуслуг», — пояснили в МФО «МигКредит».

«Также данная технология может быть интересна клиентам, которые не хотят помнить логины, пароли и коды. У них появится возможность использовать такие естественные способы для аутентификации, как фото и голос. Каждый пользователь смартфона умеет пользоваться встроенной камерой и микрофоном», — отметили в ВТБ24.

Хотя у такой системы есть и свои риски. «В первую очередь риски связаны с вопросом безопасности. Передавая персональные данные, хранящиеся в ЕСИА, банку, клиент должен быть уверен, что все каналы защищены, и его данные не буду доступны третьим лицам. При этом появляется риск проведения мошеннических действий, например, если мошенникам стали известны логины/пароли пользователя портала осуслуг», — отмечает заместитель директора департамента банковского ПО RS-Bank.

И хотя идентификация в двух биометрических модальностях (лицо плюс голос, голос плюс сетчатка глаза) достаточно высока, есть возможность обмануть систему. «Основная проблема идентификации во взаимодействии с телефоном — подтвердить, что клиент «живой», что это не подмена, не фотография, не видеоролик», — рассказали в «МигКредит».

Хотя останутся клиенты и операции, для которых дистанционное обслуживание не подойдет. «В целом, на сегодняшний день не все банки и их клиенты привыкли взаимодействовать удаленно, у многих остается привычка личного присутствия, когда можно поговорить, глядя друг другу в глаза, особенно, если речь идет о таких важных вещах как финансовые операции. То есть данная технология первое время будет распространена именно у передовых банков и клиентов, а затем начнет получать всё более широкое распространение», — подытоживает Анна Назарова.

Источник: Средства.ру




Добавить комментарий или вопрос


© 2003 — 2017 Средства
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Sredstva: вклады и кредиты России обязательна.
Рейтинг@Mail.ru