Вклады частных лиц: проценты по вкладам, новости банков, страхование вкладов
26.01.2018

Открыты диалогу: проблемные заемщики стали реже скрываться от коллекторов

Просрочка по кредиту часто вынуждает заемщиков скрываться от банка и коллекторов. Но в последнее время ситуация меняется: должники теперь стали более финансово грамотными и понимают, что отказ от диалога только ухудшить ситуацию. Да и новый закон о коллекторской деятельности сделал общение с взыскателями более цивилизованным.

Ситуация с взысканием просроченного долга по кредиту меняется в лучшую сторону. Тут и изменение в законодательстве (новый закон о коллекторской деятельности) сделали свое дело, да и сознательность должников выросла. Они понимают, что скрываться от взыскателей не имеет смысла, да и диалог поможет исправить ситуацию.

Лишь каждый пятый заемщик в России отказывался общаться с коллекторами в прошлом году. Это меньше, чем в предыдущем — в 2016-м не хотел взаимодействовать с взыскателями каждый третий должник. Об этом «Известиям» рассказали участники коллекторского рынка. По их прогнозам, в 2018 году доля неконтактных должников продолжит снижаться.

Взаимодействие коллектора и должника в рамках закона

С 1 января 2017 года вступил в действие закон, регламентирующий деятельность коллекторов в России, — 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности».

С этого момента взысканием вправе заниматься только коллекторы, включенные в спецреестр, который ведет ФССП. Объем чистых активов коллекторских фирм не должен быть менее 10 млн рублей, на такую же сумму они должны застраховать и свою ответственность.

Есть и другие ограничения:

  •  любые контакты с должником запрещены с 22 до 8 часов в будние, и с 20 до 9 часов в выходные/праздничные дни.
  • Личные встречи могут производиться не чаще одного раза в неделю.
  • Телефонные звонки непосредственно сотрудниками коллекторских агентств допускаются раз в сутки, с учетом вышеуказанного ограничения по времени, не более двух раз в неделю и восьми раз в месяц.
  • Сообщения (телеграфные, текстовые, голосовые) разрешено направлять не более двух раз в день, четырех в неделю и шестнадцати в месяц.

Федеральные приставы советуют фиксировать любые варианты контактов. То есть записывать звонки, снимать видео в случае визитов, сохранять сообщения и т.п. Такой подход позволит контролировать частоту взаимосвязи, а при нарушении норм, на руках будет доказательная база данного факта.

А если с момента возникновения просрочки по кредиту или микрозайму прошло более 4-х месяцев, должник имеет право направить в адрес банка или МФО, а также в адрес коллекторского агентства письменный отказ от общения с коллекторами на тему погашения задолженности.

При получении такого отказа кредитор будет иметь возможность взыскивать долг только через суд. Кроме того, должник в любой момент времени может направить также заявление на взаимодействие по вопросу взыскания долга только через адвоката.

Проблемные заемщики стали больше общаться с взыскателями

Доля должников, которые избегают контактов с коллекторами, сократилась за прошлый год сразу на 10% — до 20%. Об этом рассказали «Известиям» участники коллекторского рынка. Такую динамику зафиксировали в компаниях «Секвойя Кредит Консолидейшн», «Финансовое агентство по сбору платежей» (ФАСП), ЮВС, «Сентинел кредит менеджмент», ГК «Финансовые услуги». Оценки подтвердили в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). Годом ранее избегали контакта с коллекторами треть должников (30%).

Поменялись и «причины» для отказа от общения с взыскателями. Из числа неконтактных клиентов 85% в 2017 году представлялись третьими лицами. В 2016 году таковых было меньше — 77%. При этом сократилась доля заемщиков, которые сами или через родственников лгали о своей смерти. В 2017 году «умерших» было 4%, в 2016-м — 6%.

Проблемные заемщики стали больше общаться с взыскателями с середины 2017 года, уточнила председатель правления компании «Сентинел кредит менеджмент» Ольга Мазурова. Заместитель директора по развитию бизнеса ГК «Финансовые услуги» Григорий Галицких добавил, что изменилось отношение должников к коллекторам. Раньше россияне соглашались общаться с ними, когда просроченная задолженность превышала 90 дней. Сейчас достаточно и месяца.

Причины изменения взаимодействия должников и коллекторов

«Закон «О коллекторской деятельности» дал возможность должникам цивилизованно общаться с коллекторами, — пояснил гендиректор ЮВС Сергей Шпетер. — Уход от общения прежде всего усложнит жизнь должникам, так как они сознательно лишают себя информации, которую кредиторы предоставляют взыскателям для работы».

Регулирование рынка позволило повысить финграмотность населения, добавила Ольга Мазурова. На это же обратили внимание и другие участники рынка, опрошенные «Известиями». Население стало понимать, что при невозврате займа будет испорчена кредитная история. Значит, шансы получить новый займ существенно снизятся.

Начальник управления стратегий взыскания Бинбанка Станислав Витвицкий уверен, что в конечном итоге вопрос взаимодействия должников с коллекторами сводится к желанию заемщика сотрудничать с кредитором в решении их совместной проблемы. По его словам, сейчас банки и микрофинансовые организации зачастую идут навстречу ответственным клиентам, имеющим объективные, но временные финансовые трудности и желающим их преодолеть.

Доля должников, которые отказываются от взаимодействия, будет снижаться и в 2018 году, прогнозируют в Бинбанке. В «ЮВС» считают, что в этом году лишь 15–18% заемщиков будут избегать коллекторов.

«Мы ожидаем, что будет расти доля сознательных россиян, которые в случае возникновения финансовых проблем будут сотрудничать с финансовыми организациями, а не скрываться, — рассказали в Бинбанке. — Для зрелого, цивилизованного рынка взыскания характерна ситуация, когда заемщик зачастую сам выходит на связь с кредитором и воспринимает его как партнера».

Источник: Средства.ру




Добавить комментарий или вопрос


© 2003 — 2018 Средства
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Sredstva: вклады и кредиты России обязательна.
Рейтинг@Mail.ru