Вклады частных лиц: проценты по вкладам, новости банков, страхование вкладов
07.02.2018

Вывести на чистую воду: МФО обяжут раскрывать ставки по займам

Микрозайм — отличный вариант для тех, кому срочно нужны деньги, а собирать документы и ждать одобрения заявки не хочется. За такое удобство, конечно, придется заплатить более высокой по сравнению с обычным кредитом ставкой. Хотя порой заемщик и не догадывается, насколько она высока: в рекламе указываются проценты, начисляемые за день, чтобы не шокировать клиента. Депутаты предлагают обязать МФО раскрывать годовую стоимость микрозайма, чтобы не вводить заемщика в заблуждение.

Реклама микрозаймов порой вводит потенциального клиента в заблуждение. «Мы вам верим и денег дадим» — очень привлекательный слоган, особенно для тех, кто получил отказ в выдаче кредита в банке. Но за такое удобство придется заплатить более высокой процентной ставкой, хотя в рекламе МФО этот момент обходят стороной. Сотни процентов годовых могут отпугнуть потенциальных заемщиков: вот и приходится идти на уловки. Указывать неполную стоимость микрозайма или проценты, начисляемые в день. Депутаты предлагают изменить эту ситуацию и обязать микрофинансистов раскрывать в рекламе своих продуктов полную стоимость займа, в годовом выражении.

Раскрытие в рекламе полной стоимости микрозайма, инициатива депутатов

Депутаты ЛДПР внесли на рассмотрение Госдумы законопроект о внесении изменений в ФЗ «О рекламе», пишет газета «Коммерсант». По мнению авторов инициативы, реклама услуг микрофинансистов должна содержать полную информацию о размере ставки в процентах годовых. А также любую другую важную информацию, которая в конечном счете влияет на стоимость микрозайма.

По словам одного из авторов поправок депутата Дегтярева, сейчас на рынке рекламы МФО не редки случаи, когда микрофинансисты раскрывают неполную стоимость микрозайма. Порой указывается стоимость услуги не в годовом выражении, а за день. Логика понятна: сотни процентов в год — пугающая перспектива для потенциального клиента.

В настоящее время реклама услуг микрофинансистов (как и банков) регулируется законом «О рекламе». В случае принятия поправок для рекламы услуг МФО будут установлены особые требования. Но почему же такой пристальный интерес вызвали МФО? Авторы поправок пояснили, что среди рекламы кредитных услуг наибольшие претензии вызывает именно реклама микрозаймов. За недостоверную и ненадлежащую рекламу предусмотрены штрафы, но некоторых микрофинансистов это не останавливает. По данным Федеральной антимонопольной службы, несмотря на значительные суммы административных штрафов а нарушение ФЗ «О рекламе», МФО «продолжают в массовом порядке совершат данные административные правонарушения». Хотя конкретные цифры, подтверждающие масштабы проблемы, в ФАС не называют.

Раскрытие в рекламе полной стоимости микрозайма, мнения экспертов

Основная проблема в недостоверной информации о конечной стоимости микрозайма — введение в заблуждение клиента. Отсюда — высокий уровень просрочки именно в данном сегменте. Граждане набирают «легкие» займы, не всегда отдавая отчет об их полной стоимости. «Половинчатая навязчивая реклама вызывает азарт, вводит граждан в заблуждение», — заявил Дегтярев изданию.

И в этом смысле, реклама должна быть максимально правдивой. Профильный комитет ГД поддерживает поправки. «Граждане должны видеть в рекламе достоверную информацию, и указание процентов в годовом исчислении будет правильным», — считает глава комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Хотя сами микрофинансисты считают введение новых требований к рекламе своих услуг чрезмерно строгими. По словам главного исполнительного директора МФК «Домашние деньги» Андрея Бахвалова, данные изменения в основном коснутся рекламы микрозаймов до зарплаты. «Их услуги рассчитаны на короткий срок и не предполагают годового действия договора. Потребитель смотрит в этом случае на переплату за месяц, а не на процентную ставку, которая в годовом пересчете выглядит не самым привлекательным образом», — отметил он изданию.

Многие эксперты недоумевают, почему такие требования планируется ввести именно по отношению к МФО. «К банкам и МФО сейчас одинаковые требования в части раскрытия условий предоставления кредитов и займов. Учитывая, что у МФО гораздо меньший объем выдачи, странно ужесточать условия только для них», — считает управляющий директор сервиса онлайн-кредитования «Е заем» Светлана Гайдукова.

Данное нововведение не окажет существенного влияния на спрос со стороны населения. По мнению генерального директра МФК «Мани Фанни» Александра Шустова, микрофинансовая отрасль работает давно и средний потребитель уже хорошо осведомлен о рисках и уровне ставок. И эта информация в рекламе принципиально ничего не изменит.

Менее защищенные слои населения готовы платить этот процент, у многих просто не иного выбора, и это не вопрос плохой осведомленности о ставках. «Спрос на короткие деньги под высокий процент стабилен и коррелирует с уровнем жизни населения», — считает эксперт.

Источник: Средства.ру




Добавить комментарий или вопрос


© 2003 — 2018 Средства
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Sredstva: вклады и кредиты России обязательна.
Рейтинг@Mail.ru