Вклады частных лиц: проценты по вкладам, новости банков, страхование вкладов
10.04.2018

Исключительный случай: попасть в черный список ЦБ труднее, чем выбыть из него

Попасть в черный список ЦБ может любой клиент банка. Достаточно, чтобы какая-нибудь операция по счету была признана сомнительной. А вот механизм исключения из этого списка клиентов, которых внесли туда по ошибке, так и не заработал должным образом.

Клиентов, которым банки отказывают в обслуживании, становится все больше. Уже сейчас черный список таких отказников превысил 500 тыс. человек. Попасть в список ЦБ нетрудно: крупная операция по счету без подтверждения цели вполне может сойти за сомнительную. А вот восстановить репутацию и банковское обслуживание несправедливо попавшим в список клиентам сложнее. Банкам легче им отказать, а межведомственная комиссия для рассмотрения жалоб пока работает только на бумаге.

Черный список клиентов банков, которым отказали в обслуживании

ЦБ рассылает банкам черный список отказников с июня 2017 года. В него вносят клиентов банков, которых подозревают в нарушении антиотмывочного закона. Попасть в этот список можно из-за сомнительной операции по счету: слишком большая сумма, клиент не может назвать источник средств и цель операции.

Банкиры не только отказывают в проведении отдельных операций, но и блокируют счета клиентов банков (вследствие чего и денежные средства на этих счетах фактически замораживаются). Попадание в список лишает компанию или физлицо доступа к банковским услугам — другие кредитные организации предпочитают не принимать на обслуживание таких клиентов.

Регулятор запустил такую рассылку, но не предусмотрел механизм исключения из списка. ЦБ понадеялся на ответственное отношение банков при применении списка, но они подошли к вопросу формально. В результате клиенты столкнулись с массовыми блокировками и отказами кредитных организаций. 

Механизма исключения из списка клиентов, попавших туда ошибочно, до последнего времени не было. Лишь в ноябре 2017 года появилась возможность реабилитации на уровне банков.

Двухуровневая система реабилитации отказников

Центробанк рекомендовал банкам реабилитировать клиентов добровольно. Однако к 1 марта было реабилитировано лишь 2,4 тыс. клиентов, пишет газета «Коммерсант». Всего таких клиентов более 500 тыс. человек.

С начала апреля банковские клиенты, ошибочно попавшие в черные списки ЦБ, должны были получить возможность пользоваться улучшенной процедурой реабилитации. Но этого не произошло, так как ЦБ не успел подготовить нормативные документы, поясняет издание.

Первый уровень реабилитации работает с конца 2017 года. Он предусматривает, что клиент обращается для исключения его из черного списка в банк.

Второй уровень подразумевает обращение в межведомственную комиссию, куда входят представители ЦБ и Росфинмониторинга. Предполагалось, что она будет рассматривать дела тех, кому в реабилитации отказал банк, если клиент не согласен с этим решением. Однако в банках необходимых нормативных документов для работы комиссии пока нет. И двухуровневая реабилитация существует лишь на бумаге.

Почему реабилитация клиентов из черного списка не работает

В ЦБ изданию пояснили, что «пакет документов, необходимых для реализации второго контура, утвержден Банком России и направлен на регистрацию в Минюст». На запрос газеты, какие именно документы ЦБ подал в Минюст и когда ожидать их появления, в Банке России отвечать отказались.

По словам экспертов, основная проблема, не позволяющая заработать второму уровню системы реабилитации, — нестыковка вступивших в силу поправок к закону № 115-ФЗ с документами ЦБ.

В частности, в законе отсутствует обязанность банка раскрывать клиентам информацию о причинах отказа в обслуживании или в проведении операции, что подтверждает ЦБ в своих разъяснениях кредитным организациям. В то же время для подачи жалобы в межведомственную комиссию клиент должен представить письменный мотивированный отказ банка.

Общественная организация «Опора России» обращалась за разъяснениями в ЦБ. По словам главы «Опоры России» Александра Калинина, в Банке России пояснили, что ЦБ готовит нормативный документ, регламентирующий выдачу мотивированного отказа клиенту с формой документа и сроками его выдачи.

Пока двухуровневый механизм реабилитации клиентов не заработал, попавшим в список остается рассчитывать лишь на реабилитацию банками. Однако этот механизм уже показал свою неэффективность. По словам банкиров, особые проблемы с реабилитацией на уровне банка возникают у физических лиц. А их примерно 13% в реестре отказников.

«Если компания совершает сомнительные операции, то у банка больше рычагов воздействия на такого клиента — он может отключить дистанционное банковское обслуживание (ДБО), ввести заградительный тариф, убедить клиента покинуть банк без оформления отказа в проведении операции,— поясняет сопредседатель комитета Ассоциации российских банков по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам Алексей Тимошкин.— Физлица же в случае устного отказа, как правило, начинают скандалить, не идут на контакт, и потому банки чаще расстаются с такими клиентами именно путем оформления отказа».

При этом добиться исключения из списка гражданам-отказникам почти невозможно. «Розничные банки просто не готовы реабилитировать клиентов,— говорит топ-менеджер банка из топ-30.— Процессы построены так, что в банках нет соответствующих специалистов. Поэтому пока банки почти автоматом отказывают клиентам в реабилитации, оставляя им надежду лишь на межведомственную комиссию».

Источник: Средства.ру




Добавить комментарий или вопрос


© 2003 — 2018 Средства
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Sredstva: вклады и кредиты России обязательна.
Рейтинг@Mail.ru