Вклады частных лиц: проценты по вкладам, новости банков, страхование вкладов
13.07.2018

Сохранить лицо: российские банки начали сбор биометрии клиентов

Современные инновации делают банковские услуги доступнее для большего числа россиян. Теперь жители удаленных городов и сел могут получить те же услуги, что и москвичи. Образец голоса и изображение человека записывается один раз. А потом банки просто сверяют эти данные каждый раз, когда клиенты обращаются к ним  дистанционно.

Распознование человека по лицу и голосу — новая услуга, которая поможет банкам расширить свою клиетскую базу за счет людей из удаленных населенных пунктов.  Биометрия позволяет банкам экономить на содержании офисов, а их клиентам — получать более удобный сервис. Решил взять кредит или оформит вклад — не нужно идти в отделение банка по старинке. Просто свяжись с любым интересующим банком по видеосвязи, они сверят твои данные (голос и фото) с сохраненными ранее образцами. Проверка пройдена — получи банковскую услугу.

В 2019 году банкам придется обеспечить сбор биометрических параметров в 30% отделений в каждом регионе присутствия. Об этом «Известиям» рассказали источники на рынке. Сейчас регулятор разрабатывает проект нормативного акта, который закрепит соответствующую обязанность банков. Кредитные организации поддерживают эту новацию. Представители банков и эксперты отмечают, что в результате доступность финансовых услуг в стране вырастет. 

Единая биометрическая система в банках РФ

Единая биометрическая система заработала с 1 июля. С этого дня россияне могут пройти удаленную идентификацию в 20 российских банках, в будущем — во всех.

Пока в общей сложности в 400 отделениях запущен сбор биометрических образцов — изображений лица и голосовых слепков. 

ЦБ разрабатывает нормативный акт, по которому каждый банк должен до конца этого года обеспечить функционирование хотя бы одного отделения по сбору биометрических параметров в регионе присутствия. А в 2019 году банкам придется обеспечить сбор биометрических параметров в 30% отделений в каждом регионе присутствия.

Благодаря биометрии граждане смогут получать банковские услуги без появления в отделениях кредитных организаций.  ЕБС будет использовать для идентификации два параметра — голосовой профиль и фотоизображение, что позволит значительно увеличить точность распознавания человека. Защитные механизмы системы будут предусматривать отказ от идентификации в случае несовпадения с исходными биометрическими данными, которые хранятся в системе.

Запись биометрических данных будет происходить так. Желающий получить ту или иную услугу банка связывается с его сотрудниками по видеоканалу. Те фиксируют его биометрические параметры — голос и изображение — и данные из паспорта. Затем создается зашифрованная биометрическая карта клиента. Инновационность разработки — в отказе от необходимости приходить в банк даже один раз.

Использование биометрии при последующих обращениях будет осуществляться по схеме. Клиент обращается в банк дистанционно для получения услуги, тот запрашивает ЕБС для проверки биометрических параметров клиента. Она связывается с Единой системой идентификации и аутентификации на портале госуслуг, клиент дает согласие на проверку, вводя логин-пароль от портала. Далее банк получает ответ, соответствуют ли биометрические параметры клиента его паспортным данным или нет. В случае положительного ответа системы банк окажет услугу.

Оператором системы с 30 июня стал «Ростелеком». Компания будет обеспечивать сбор, обработку и хранение биометрических персональных данных, а также проверку соответствия данных первично сданным биометрическим образцам.  За каждое результативное обращение к ЕБС банк должен будет перечислить «Ростелекому» 200 рублей. Такой тариф был рассчитан исходя из расходов банков на инфраструктуру для сбора биометрических персональных данных и издержек оператора на создание ЕБС с учетом срока ее окупаемости за восемь — десять лет.

Как биометрия повлияет на банки и их клиентов, мнения экспертов

«Это шаг в направлении цифровизации рынка. Технология удаленной идентификации даст клиентам возможность получать нужные им банковские продукты и сервисы полностью дистанционно, в любое удобное для них время и в удобном месте. В свою очередь, банки, реализовавшие удаленные сервисы, сократят операционные расходы на выездных агентов продаж и курьеров, смогут высвободить сотрудников отделений для выполнения других функций», — прокомментировали инициативу в Альфа-банке.

В целом запуск единой биометрической системы (ЕБС) повысит доступность и удобство пользования банковскими услугами для россиян. К примеру, граждане, особенно маломобильные или проживающие в районах с невысоким банковским покрытием, получат доступ к финуслугам, пройдя несложную процедуру удаленной идентификации.

«В перспективе она (биометрия) позволит, например, предпринимателю из Ханты-Мансийска открывать счет в Москве. А банки смогут расширить клиентскую базу и сократить операционные издержки при открытии вкладов и счетов», — считает председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин.

Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал опасается, что отказ от необходимости личной явки в отделение банка может сыграть на руку мошенникам. По его мнению, онлайн-технологии пока создают много рисков для безопасности граждан.

Руководитель управления по защите онлайн и мобильного банкинга «Лаборатории Касперского» Александр Ермакович считает, что пока методы биометрической идентификации нельзя назвать стопроцентно безопасными. «Технология новая, не все разработчики знают, как правильно ее применять. Злоумышленники, в свою очередь, начинают искать уязвимости в ней еще до внедрения в массовые продукты», — предупреждает эксперт.

Не у всех банковских клиентов нововведение вызовет энтузиазм. «Не следует забывать о проблеме privacy — далеко не все пользователи готовы делиться с банком такими данными», — пояснил он.

Источник: Средства.ру




Добавить комментарий или вопрос


© 2003 — 2018 Средства
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Sredstva: вклады и кредиты России обязательна.
Рейтинг@Mail.ru